Актуальность изучения психолого-педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности в образовательном пространстве, обусловлена теми процессами, которые сегодня происходят не только в школе, но и в обществе в целом. По мере усиления конфликтности в социуме, все больше и больше возникает потребность в изучении теории и практики протекание конфликта в педагогическом пространстве.
На необходимость изучения в конфликтах в педагогическом процессе обращали внимания известные отечественные психологи и педагоги: А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев и т.д. Конфликты могут оказывать разные влияния на подростков в зависимости от их притязаний. В подростковом возрасте ещё не до конца сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций. Таким образом, конфликты являясь неизбежными спутниками школьной жизни, ставят задачу их подробного изучения с различных сторон. В нашей работе подробно рассматривается уровень притязаний у подростков и их взаимосвязь с особенностями поведения подростков в конфликтных ситуациях. Исследование было проведено в Удмуртской Республике г. Можга СОШ №8 среди подростков 6-8 классов в количестве 50 респондентов.
Результаты диагностики уровня притязаний показали, что лишь 12 % от общего количества испытуемых имеют высокий уровень притязаний. 34 % имеют умеренный уровень притязаний. Большинство респондентов в выборке 54 % имеют низкий уровень притязаний. Используя методику Дж.Г.Скотта «Оценка стратегий поведения в конфликте» с теми же респондентами нами были получены следующие результаты: «Настойчивость» – используют 13 %; «Компромисс» – 40 %; «Уход» – 20 %; «Приспособление» – 17 %; «Сотрудничество» – 10 %.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о прямой зависимости между уровнем притязаний подростков и их стратегий поведения в конфликте.