Проблема «Я-концепции» остается одной из наиболее актуальных проблем в психологии ввиду ее чрезвычайной важности при изучении процессов становления личности. «Я – концепция», в основном, рассматривается как динамическая, относительно устойчивая, многоуровневая, эмоционально-оценочная система представлений человека о самом себе, отражающая отношение личности к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Это центр сознания, который строится на основе множества идентификаций и включает основные отношения личности и их реализации. «Я-концепция» выступает как широкое понятие, объединяющее в себе и образ «Я» и психологическое пространство личности. Под последним понимается, субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет.
Иллюстрацией такого понимания служат взгляды У. Джеймса на «Я-концепцию». Под ней он понимал «поток сознания или чувство собственной преемственности и неповторимости, включающее всевозможные грани индивидуального самосознания». Он предложил различать познающее и эмпирическое (познаваемое) в структуре «Я» так как различаются процесс и результат. Самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью «Я» – сознающее и «Я» – как объект. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную «Я-концепцию» можно рассматривать, как совокупность установок индивида, направленных на самого себя, а психологическое пространство личности как форму субъектности человека, которая развивается посредством последовательно совершаемых выборов в каждой жизненной ситуации.