На современном этапе общественной жизни проблема мотивации при изучении иностранных языков становится актуальна как никогда, так как в связи с глобализацией роль личных контактов людей, следовательно, и вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, требующей знания иностранного языка, становится все более значимой. Проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, однако особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка, так как особая специфика предмета требует от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Часто это является причиной возникновения у студентов определенных сложностей и, как следствие, снижение уровня мотивации.
Проблема мотивации сложна и многоаспектна, и это обусловливает появление множества различных подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Отечественные и зарубежные учёные рассматривают мотивацию, как сложную разноуровневую систему, имеющую специфические особенности на различных этапах жизни человека. Относительно изучения иностранного языка Р. Гарднер и У. Ламберт выделили два вида мотивации обучения иностранному языку: инструментальную и интегративную. Инструментальная мотивация является отражением внешних потребностей. Целью изучения иностранного языка является не личное желание учащихся, а необходимость извне. Однако нельзя полагать, что инструментальной мотивации будет достаточно для эффективного изучения иностранного языка. Важно развивать интегративную мотивацию. Интегративная мотивация является отражением внутренних потребностей и появляется в связи с желанием идентифицировать себя с культурой страны изучаемого языка: студенты придают больше значения тому, чтобы встречаться и общаться с разными людьми, и язык становится инструментом, с помощью которого становится возможным понять иностранцев и их образ жизни. При преподавании иностранного языка необходим баланс между интегративной и инструментальной мотивацией, так как только при разумном сочетании этих двух видов возможно успешное овладение иностранным языком.
Многие исследователи полагают, что интегративная мотивация соотносится с успехами в изучении иностранного языка. Чтобы подтвердить данное утверждение, нами было проведено эмпирические исследование для выявления уровня успеваемости студентов с внешней и внутренней мотивацией. Использовалась методика Т.Д. Дубовицкой «Тест-опросник направленности учебной мотивации» (ОНУМ). Целью данной методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении конкретных учебных предметов. Выборка составила 63 человека. В опросе участвовали студенты трех факультетов. При анализе результатов опроса было выявлено: на факультете 1 внешняя мотивация составила 45 %, внутренняя – 55 %; на факультете 2 внешняя – 42 %, внутренняя – 58 %; на факультете 3 внешняя – 50 %, внутренняя -50 %. Таким образом, на всех факультетах присутствуют как студенты с внешней, так и студенты с внутренней мотивацией. Для сравнения уровня успеваемости студентов с различными видами мотивации были проанализированы результаты online-тестов для определения уровня владения иностранным языком, разработанные Школой иностранных языков ВКС (http://www.bkc.ru). В результате сопоставительного анализа было выявлено: студенты с выраженной внутренней мотивацией, обладают более высоким уровнем владения иностранным языком (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, 2001г.), чем студенты с внешней мотивацией. Студенты факультета 1 с внутренней мотивацией в 55 %, факультета 2 – в 58 % имеют уровень А2 (Предпороговый уровень) и чаще В1 (Пороговый уровень). Это доказывает, что высокий уровень владения иностранным языком обусловлен внутренней мотивацией. Для получения более точных данных следует провести дополнительные эмпирические исследования с выбранной категорией студентов.
Таким образом, являясь одним из существенных компонентов учебного процесса, мотивация играет важную роль в жизни каждого человека. Именно характер мотивов, лежащих в основе учебной деятельности, определяет направление и содержание активности личности.