Наиболее существенным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является семья. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в будущем. Как известно появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве.Ситуация развода родителей, сопровождаясь болезненными переживаниями, оказывает травмирующее воздействие на психику самого уязвимого члена семьи, ребенка [1, с.86].
Для измерения уровня тревожности детей младшего школьного возраста, нами был использова опросник Ч.Д. Спилберга «Исследование тревожности», данный опросник позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности. Исследование проводилось в ЕлабужскойМБОУСОШ №10. Выборку исследования составили 30 детей, пережившие развод родителей и 30 детей из полных семей (учащиеся 5А, 5Б и 5Г класса). В первую выборку вошли дети прошедшие бракоразводный процесс родителей дальностью не более одного года, так как именно в этот период эмоциональные процессы сопутствующие расставанию самых близких членов семьи проходят наиболее выражено.
При помощи t-критерия Стьюдента нами было выявлено различие в уровне ситуативной тревожности, при n = 58 t = 3,7 при р ≤ 0.05 и t = 2.66 при р ≤ 0.01.Полученное эмпирическое значение t (3,7) попало в зону значимости, следовательно, дети пережившие ситуацию развода родителей испытывают более выраженные проявления ситуативной тревожности, нежели их сверстники из полных семей. Ситуативная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Развод, являясь стрессовой ситуацией достаточно длительной и интенсивной во времени, повышает уровень ситуативной тревожности. Также в ходе математической обработки нами было выявлено различие в уровне личностной тревожности, при n = 58 t = 8,8 при р ≤ 0.05 и t = 2.66 при р ≤ 0.01. Эмпирическое значение t (8,8) находится в зоне значимости. Таким образом, дети пережившие ситуацию развода родителей испытывают более выраженные проявления личностной тревожности, чем дети из полных семей. Личностная тревожностьявляется устойчивой индивидуальной характеристикой и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Развод родителей, и происходящие изменения в семье в этот непростой период, являясь ситуационным внешним фактором, повышают уровень развития тревожности личности детей.
Также в ходе исследования нам важно было изучить эмоциональные состояния, сопровождающие детей, переживших ситуацию развода родителей, и их сверстников из полных семей. Для этого нами была использована графическая методика «Кактус» Панфиловой М.А.
На этом этапе мы получили следующие результаты: состояние агрессии преобладает у 23,3 % детей, переживших ситуацию развода родителей, в то время как у их сверстников из полных семей проявляется в гораздо меньшей степени (13,3 %). Данное эмоциональное состояние возникает как ответная реакция на ситуацию, затрагивающую личные интересы ребенка, развод тем самым повышает уровень агрессии. Такое эмоциональное состояние как тревога ярко выражено у детей, переживших ситуацию развода родителей (50 %), в то время как у детей из полных семей она значительно ниже (23,3 %). Данные результаты подтверждают различия, выявленные t – критерием Стьюдента по результатам опросника Ч.Д.Спилберга «Исследование тревожности».Оптимизм наблюдается у 26,6 % детей разведенных родителей и у 33,3 % детей из полных семей. Несмотря на нахождение детей в довольно серьезной стрессовой ситуации, позитивный взгляд на жизнь снижен в незначительной степени. Так же интересен тот факт что, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества более выражены у детей переживших развод родителей (33,3 %), в то время как у детей из полных семей данный показатель значительно ниже (16,6 %).
Таким образом, развод родителей, являясь стрессовой ситуацией, повышает уровень развития тревожности личности детей младшего школьного возраста, воздействуя на всю эмоциональную сферу ребенка.