В современной психологии сущность рефлексии изучалась достаточно разносторонне С.Ю. Степановым, М.А. Вислогузовой, Ф.Б Сушковой, Т.Н. Щербаковой, Н.Ю. Посталюк, И.П. Раченко, И.Н. Семеновым и др. Проблема рефлексии, в том числе профессиональной, всегда привлекала внимание исследователей. Это обусловлено тем, что рефлексия играет огромную роль как в жизни общества, так и отдельного человека. Без нее немыслимо развитие человека как личности и как профессионала. Рефлексия – это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике собственного содержания. Рефлексия может рассматриваться как составная часть профессионального самосознания [1, 2]. Именно как область самопознания рефлексия возникает уже на первых этапах профессионального становления в процессе профессионального обучения и на стадии реализации профессиональных функций. По мере освоения профессионального пространства такая рефлексия становится более стабильной и глубокой.
В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он задумывается о себе, своих жизненных принципах, своих личностных качествах, своем характере и о том, как это влияет на других людей. Этот процесс – внутренний диалог, дающий возможность человеку стать исследователем по отношению к себе – это и есть рефлексия.
Овладение рефлексией как способностью к критическому самоанализу обогащает «Я-концепцию» человека. Наблюдая себя в разных ситуациях человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе. Не менее важное влияние рефлексивной способности на поведенческую составляющую «Я-концепции». Рефлексия выступает в своей социальной функции, когда её предметом является другой человек и его действия. Важнейшей функцией рефлексии является «обеспечение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятельности» что повышает ее продуктивность и качество.