Любые профессии, связанные с работой с людьми, предполагают наличие особых навыков взаимодействия, а именно: умение находить общий язык с разными людьми, понимание настроения, чувств и мыслей других. Одновременно с этим необходимо контролировать собственные поступки и слова. Такого рода работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Наиболее предрасположенной к возникновению эмоционального выгорания является категория педагогов образовательных учреждений. В процессе своей работы учителю приходится взаимодействовать с детьми, с родителями, и с коллегами. Интенсивное межличностное взаимодействие при работе с людьми может вызвать у педагога состояние эмоционального выгорание.
В исследовании приняли участие 60 учителей средней общеобразовательной школы № 10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Для данного исследования была подобрана методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, которая позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
В ходе исследования нами было выделено три группы учителей по критерию сформированности фаз эмоционального выгорания. Синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз у 38 % учителей. У 49 % синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз. И лишь у 13 % синдром не сформировался ни в одной из фаз. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства количества опрошенных учителей синдром эмоциональное выгораниесформировался или находится в стадии формирования.
Полученные результаты могут быть очень полезны самим учителям, психологам, директору и администрации школы.