Такая особенность человеческой психики, как внушаемость представляет собой мощный инструмент дающий возможность управления другим человеком. По мнению большинства исследователей (В.М. Бехтерев, Свядощ, А.П. Слободяник, O.E. Чернов и др.) эффективность внушения определяется взаимодействием нескольких факторов, ведущую роль среди которых занимают личностные характеристики объекта внушения. На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи уровня внушаемости и тревожности.
На базе Гимназии №32, города Нижнекамска было проведено исследование среди учащихся 11-ого класса. В исследовании приняло участие 30 человек. Цель исследования – выявление взаимосвязи между внушаемостью и тревожностью. Были использованы методики: «Методика оценки суггестивности (внушаемости)» Елисеева О.П , «Методика измерения уровня тревожности» Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова ).
В результате проведенного исследования оказалось, что показатели уровня внушаемости и тревожности взаимосвязаны. У 45,4 % испытуемых с низким уровнем внушаемости наблюдается низкий уровень тревожности. Такие люди упрямы, обладают лидерскими качествами, спокойны. Говоря об испытуемых с высоким уровнем внушаемости, стоит отметить, что 11,1 % из них обладают высоким уровнем, и 83,3 % очень высоким уровнем тревожности. Их можно охарактеризовать как ведомых. конформных, неуверенных в себе людей. С помощью статистического критерия Пирсона была получена зависимость между показателями уровня внушаемости и тревожности (r=0,89). Данный показатель свидетельствует о том, что чем выше уровень внушаемости, тем выше уровень тревожности.
В результате проведенного исследования обнаружено, что повышенный уровень тревожности. является одним из факторов способствующих повышению уровня внушаемости. С тревожностью необходимо бороться. так как она делает человека податливым к внушениям, что негативным образом сказывается на всех сферах его жизнедеятельности.