Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2313 KB

Студенты первого курса подвержены различным изменениям, касающимся кардинальной смены деятельности, социального окружения, формы преподавания, что может привести к эмоциональному дискомфорту, внутреннему напряжению и настороженности. Системой стабилизации психологического равновесия в этом случае является защитно-совладающее поведение, включающее в себя механизмы защиты и стратегии совладания. Следовательно, изучение особенностей защитно-совладающего поведения является актуальным.

Нами было проведено исследование на студентах 1 курса, факультета психологии и педагогики в количестве 30 человек, целью которого являлось изучение защитно-совладающего поведения студентов первого курса.

Мы выявили следующие наиболее часто используемые механизмы психологической защиты: проекция (54 %), отрицание (17 %), гиперкомпенсация (13 %); стратегии совладания: принятие ответственности (30 %), дистанцирование (20 %), положительная переоценка (12 %); виды псевдокомпенсаций: комплекс хитрости (40 %), комплекс уходящей молодости (33,3 %), комплекс предчувствия (26,7 %), комплекс саморекламы (20 %).

Большинство студентов первого курса отрицают информацию, несовместимую с представлениями о себе, либо преобразуют ее в положительное для себя, что снижает чувство тревоги. Им характерно приписывание собственных чувств и желаний другим людям, тем самым оправдывают свои поступки. Они осознают то, что могут стать причиной своих проблем и принимают ответственность за их решение, либо снижают их значимость положительной переоценкой. Путем хитрости привлекают внимание к себе, при этом им необходима поддержка и защита со стороны окружающих.

Таким образом, студенты первого курса подвержены использованию механизмов защиты и совладания.