Налоговая система Российской Федерации ещё далека от совершенства, а в связи со вступлением 22 августа 2012 года во всемирную торговую организацию, вопрос о её реорганизации стал ещё более остро. Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Одним из ключевых и обсуждаемых при вступлении России во всемирную торговую организацию вопросов является изменение ставок ввозных таможенных пошлин, что оказывает непосредственное влияние на развитие национального производства и поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. Снизившиеся таможенные пошлины, отмена обязательного лицензирования некоторых видов пищевой продукции, негативно отразятся на предприятиях малого бизнеса, особенно в сфере сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Так, например, после вступления России в ВТО ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику в зависимости от вида машин снизились с 25 до 2 %. В сфере налоговой политики неизбежны изменения по субсидиям и компенсационным мерам. Членам ВТО запрещается использовать экспортные субсидии. Если анализировать ситуацию в целом, то из-за снижения таможенных пошлин, бюджет России может потерять около 310 миллиардов рублей. Данные потери возможны, если будут сохранены нынешние объемы торговли в течение семилетнего периода адаптации вступления Российской Федерации и ВТО.
В новых условиях нашим предприятиям становится всё сложнее конкурировать с зарубежными производителями более дешёвой продукции. Прежние программы государственной поддержки предприятий малого бизнеса, такие как: погашение процентов кредитных ставок, (различных дотаций), предоставления субсидий и многие другие, требуют модернизации, в связи с неспособностью обеспечить эффективную экономическую опору новообразованным предприятиям.
Другим значимым событием, связанным с вступлением России в ВТО, является отмена лицензирования импорта алкогольной и спиртосодержащей продукции. Теперь будут применяться меры нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции, исключенных из перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Также утрачивает силу положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на территорию таможенного союза на основании лицензий, выдаваемых министерством промышленности, а также всех видов торговли в Российской Федерации. Принятие таких поправок может привести к росту нелегального оборота и снижению качества алкогольной продукции, вытеснению отечественных марок и увеличению случаев лжеэкспорта. Таким образом, российская алкогольная промышленность снизит объем производства, а бюджет лишится лицензионных сборов по отменяемым лицензиям. То есть производители алкоголя из стран СНГ снова в выигрыше: их продукция минует акцизные склады. А в перспективе импортный алкоголь из бывших союзных республик вообще не будет попадать в единую систему контроля, так как акцизные марки будут клеиться вне территории России.
Не обойдёт стороной ВТО и покупателей иномарок. Теперь в России действует новый утилизационный сбор, который обязаны платить импортёры, за поставляемые на таможенную территорию РФ автомобили иностранного производства. Соответственно, сбор, включаемый в цену продукции, ляжет на конечного покупателя, и стоимость на иномарки значительно возрастет.
По условиям договора, отечественный рынок объявляется открытым для всей иностранной продукции. Это означает, что нашим производителям придется конкурировать с зарубежными компаниями, которые ведут свой бизнес в куда более благоприятных экономических и даже климатических условиях.
Вместе с тем, государственному экспорту никаких дополнительных возможностей и гарантий предоставлено не будет. То есть наши «партнеры» не намерены пускать российскую конкурентоспособную продукцию на собственные внутренние рынки.
Теперь Российская Федерация будет обязана поднять себестоимость сырья на внутреннем рынке. Иными словами, заниматься сельским хозяйством или производством промышленной продукции в России станет менее выгодно, что отпугнет и так немногочисленных инвесторов, намеренных вкладывать средства в развитие отечественной промышленности. Так же будет неизбежно снижение налоговых отчислений отечественными предприятиями в бюджеты всех уровней.
Таким образом, чтобы выйти из сложившейся ситуации необходимо принять некоторые срочные меры по устранению макроэкономических проблем, а государственную поддержку отечественных предприятий и отраслей зафиксировать в федеральных законах Российской Федерации.
В сфере налогообложения граждан необходимо прежде всего освободить от налогов их минимально необходимые доходы – за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи. Ориентировочно это должно составить порядка 20 тысяч рублей в год, имея в виду, что одновременно будет снижено предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет государственного бюджета (в форме установления соответствующих социальных минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного обеспечения. При этом должны стимулироваться все формы зарабатывания дополнительных пенсий, посредством страховых фирм, частных пенсионных фондов (в том числе иностранных при условии инвестирования ими соответствующих средств в нашей стране), за счет средств предприятий и т.д.
Тот факт, что вступление России в ВТО несёт много негативных аспектов для российской экономики, очередной раз доказывает необходимость совершенствования налоговой политики, которая играет достаточно важную роль в экономической жизни как общества, так и государства в целом.