Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
2373 KB

В настоящее время футбол является самой популярной спортивной игрой в мире. Вместе с распространением этого вида спорта увеличивается и количество фанатов, которое растет с каждым годом. Во многих странах существует уже своя особенная уникальная «культура боления». При этом в обществе одни считают болельщиков – опасной и неконтролируемой группой недорослей, а другие – главной поддерживающей силой команды. Существует множество стереотипных представлений и предубеждений относительно футбольно-фанатской среды.

Однако, что касается самих представителей движения, то их самовосприятие и самооценка зачастую не учитываются и не исследуются. Таким образом, совершенно невозможно проанализировать насколько стереотипы общества относительно фанатов совпадают с их самоопределением.

Актуальность данного исследования состоит в улучшении коммуникативных отношений фанатов, как очень социально активной, группы с обществом, которое их окружает. Для этого, необходимо понять какими футбольные фанаты сами считают себя. Это поможет выработать стратегии поведения, адекватно изменяющую поведение фанатов и общества, выбрать оптимальные модели взаимодействия, чтобы общество оценивало, формировало отношение к футбольным фанатам не столько по материалам журнал, газет и прочих средств массовой информации, а в результате сведений об их психологических характеристиках и самооценке действий.

Полученные в ходе исследования данные помогут также понять и роль девушек в фанатском движении. В процентном отношении они значительно проигрывают мужчинам, видимо, поэтому стереотипов относительно фанаток крайне мало. Исходя из этого, все интереснее становится узнать, как же такие девушки воспринимают себя и свою роль в движении.

Теоретическое обоснование исследования самооценки и самовосприятия футбольных фанатов. В психологии самоопределение часто связывают с конструктом «Я». Уильям Джеймс сформировал трехкомпонентную структуру «Я». Он рассматривал когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и Я-концепции (Бернс, 1986; Болотова, 2007; Бороздина, 1992; Захарова, 1993; Чеснокова, 1977 и др.). Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство. Самодовольство состоит из таких чувств, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Зигмунд Фрейд считал систему «Я» структурным и функциональным компонентном психики. «Я» обладало регулирующими функциями: саморефлексия, уравновешивание конфликтующих импульсов бессознательных и сознательных желаний. Альфред Адлер также изучал феномен самооценки. Он развивал идею о чувстве неполноценности как об основополагающем и универсальном чувстве. Ученый отмечает важность субъективной оценки реальности и включает в определение стиля жизни представление человека о себе и оценку им своих способностей и возможностей. Карен Хорни утверждала, человек обладает реальным «Я», реализация которого требует благоприятных условий. Реальное «Я» – это центральная, внутренняя сила, которая позволяет использовать свои собственные ресурсы (чувства, мысли, желания, надежды, увлечения, сила воли, талант). Также необходимо рассмотреть подход Эрика Эриксона к изучению самооценки. Ученый полагал, что идентичность индивида возникает в процессе интеграции образов «Я», которая всегда больше, чем простая сумма его отдельных представлений о себе. Также процесс становления и развития идентичности сохраняет целостность и индивидуальность человека.

На основе вышеописанных концепций становится понятно, что знания о самооценке и самовосприятии помогут спрогнозировать действия человека, составить представление о его психологических особенностях, а также выработать наиболее эффективную для него стратегию поведения.

Цель исследования: изучить самооценку футбольных фанатов, а также сравнить ее уровень у мужчин и женщин.

Методика исследования: методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие футбольные фанаты г.Екатеринбурга (18-34 года), 40 человек (16 девушек и 24 юноши).

Анализ и интерпретация полученных данных. Результаты методике С.А. Будасси были обработаны с помощью ключей. Для математической обработки данных исследования, был применен корреляционный анализ по Пирсону и критерий Манна-Уитни.

Средние значения по уровню самооценки получились следующие: у девушек 0,41; у юношей – 0,25. Эти данные свидетельствуют об излишней комформности и желании идентифицироваться с толпой.

По критерию Манна-Уитни были получены достоверные различия по четырем из девяти параметров.

Значимые различия в самовосприятии и самооценке между девушка-фанатками и юнощами-фанатами, полученные с помощью коэффициента Манна-Уитни

Шкала

Значение

Авторитарный

89**

Подозрительный

106,5**

Зависимый

77,5**

Самооценка

61**

** – различия значимы на уровне 0,99.

Результаты исследования:

Девушки-фанатки описывают себя как более авторитарных, а также с более высоким уровнем самооценки.

Мужчины-фанаты показали достоверно более высокие результаты по шкалам подозрительность и зависимость.

Исследуемые мужчины-фанаты обладают сниженной самооценки, что свидетельствует о желании идти за лидером, не брать на себя большую ответственность и не принимать в одиночку серьезных решений.

Выводы: основываясь на полученных результатах, можно предположить, что в целом футбольные фанаты подвержены влиянию авторитетных лидеров, склонны к комформному поведению. Мужчины-фанаты признают свою зависимость от мнения большинства, а также неуверенность в собственных возможностях. Девушки же считают, что более уверенными в себе и довольно авторитарными, что, возможно, и привело их в фанатскую среду, которая изначально считает преимущественно мужской. Формируя эффективные механизмы взаимодействия с футбольными фанатами, необходимо учитывать полученные гендерные различия в самовосприятии: мужчины готовы принять лидера и идти за ним, а девушки хотят быть на равных и разделять ответственность в предлагаемых действиях.