Идентичность – осознание личностью своей принадлежности к той или иной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. С точки зрения психосоциального подхода, идентичность является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. От качественных характеристик идентичности, формирующейся в юношеском периоде, зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
Актуальность исследования идентичности, как феномена в разных его аспектах, на сегодняшний день, связана с активными изменениями социокультурных норм в России и особым состоянием российского общества. На данном этапе, Российское общество, не стабильная среда для подрастающего поколения, социум характеризуется высоким ростом общего напряжения, разрывом многих связей и отношений, а также разрушением прежде устойчивых структур.
Значимость исследований феномена идентичности связана с тем, что в период юношества формируются психологические задатки для дальнейшего самоопределения. Именно сегодня взрослеющий человек особенно уязвим в плане поисков варианта позитивной идентичности. Юноши и девушки, у которых только начинает формироваться образ окружающего их мира, особенно чувствительны к кризисам социального устройства общества. Эмпирические исследования в данной области необходимы, чтобы выявить, какая направленность идентичности актуальна среди подрастающего поколения, так как границы этических и смысловых норм социокультурной ситуации в России размыты.
Таким образом, имея ввиду выше изложенное, цель данной исследовательской работы, состоит в теоретическом анализе феномена идентичности и особенности ее формирования в юношеском возрасте;
Тема идентичности разрабатывалась многие века, но и по сей день не теряет своей актуальности. В XVII веке идентичность рассматривается в таких науках, как логика и философия и уже тогда определялась, как «осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени собственной личности» [8].
В конце XIX века, американский философ и психолог У. Джеймс выразил установившееся к тому времени представление об идентичности как о «…последовательности и непротиворечивости личности». Он описал идентичность (используя слово «характер») как состояние, когда в человеке наиболее интенсивно и глубоко ощущение собственной активности и жизненной силы, когда внутренний голос говорит: «Это и есть настоящий я», как какое-то «восторженное блаженство», «горькая» решимость сделать все, что угодно, и все преодолеть. По его мнению, «это состояние переживается всего лишь как настроение или эмоция, не выраженная в слове» [8].
У. Джеймс выделил четыре формы «Я»: материальное «Я» – тело, имущество человека, социальное «Я» – дружба, престиж, оценка другими, духовное «Я» – процессы сознания, психические способности и чистое «Я». Американский философ так же отмечает, «что чувство идентичности не всегда является тождественностью, так как личность человека во многих отношениях многогранна и всегда существуют определенные отличия, выраженные в том, голоден человек или сыт, устал или отдохнул, беден или богат, молод или стар и т.д. Но существуют более стабильные и существенные составляющие, например, имя, профессия, отношения к окружающим, способности. Кроме того, изменения в личности происходят постепенно и никогда не касаются сразу всего ее существа, что и обеспечивает ее непрерывность». Он представляет тождественность в форме умозаключения, основанном или на сходстве существенных черт, или на непрерывности сравниваемых явлений [8].
Детальное описание, понятия идентичности, было дано в работах американского психоаналитика Э. Эриксона, именно с именем данного ученного связано широкое распространение термина «идентичность». Эриксон считает, что в подростковом возрасте у человека возникает психическая целостность – «чувство внутренней идентичности», позволяющей личности проследить временные связи между ощущением себя в прошлом, настоящем и будущем, а также собственным представлением о себе и взглядами других людей.
Понятие идентичности, по Эриксону, обозначается, как «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации. Это способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития». Содержание же идентичности он определяет, как «развивающуюся конфигурацию, которая возникает в детстве путем последовательных «я – синтезов» и перекристаллизаций. Эта конфигурация постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли» [1, С. 12].
Последователи Эриксона, искавшие подтверждения его теории, дополнили его теоретико-описательный подход эмпирическими исследованиями.
Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа, который определяет данный феномен, как «структуру Эго – внутреннюю, самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдвигает предположение о том, что данная структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». По мере принятия разнообразных решений относительно себя и своей жизни, развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. На основе этих положений, Марсиа выделяет четыре типа (статуса) идентичности: достигнутая (реализованная) идентичность; мораторий; преждевременная (предрешенная) идентичность; диффузная идентичность. В качестве основных направлений формирования идентичности автор называет процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения [11].
В своих исследованиях А. Ватерман рассматривает идентичность с двух аспектов, во – первых, как процесс формирования и существования идентичности, охватывающий средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Во – вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает.
По мнению Ватермана каждый элемент идентичности относится к определенной сфере человеческой жизни и таким образом он выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
• выбор профессии и профессионального пути;
• принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
• выработка политических взглядов;
• принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
Ученный подчеркивает, что исследование идентичности следует вести по двум указанным линиям, рассматривая процессуальную и содержательную стороны в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность не только проследить пути формирования идентичности, но и понять значения для личности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни [9].
Исследователи психоаналитического направления уделяют большое внимание вопросу о развитии данного феномена. Идентичность рассматривается как взаимодействие трех процессов – биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом такой интеграции эго (эго-синтеза) является определенная конфигурация, которая строится в течение всего детства, она обеспечивает переживание чувства идентичности, а в будущем, помогает переконструировать совокупность детских идентификаций и выстроить новое понимание мира.
Исследования, приводящиеся в рамках парадигмы символического интеракционизма, исходят из концепции «Я» Дж. Мида. Под идентичностью, или «Я», понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое.
Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознанная идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии [8, С. 136]. Им же выдвигается идея о наличии типов идентичности – социально заданной идентичности (аспект идентичности «me») и отражающей индивидуальное в человеке (аспект идентичности «I»).
Эта идея развивалась И. Гофманом, который выделяет три вида идентичности:
• социальная идентичность – типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;
• личная идентичность – здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека, во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни;
• Я – идентичность – субъективное ощущение индивидуумом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия.
Современная отечественная психология направлена на исследование тенденции человека к самопониманию. Именно по этой причине в последнее время появилось так много работ, посвященных изучению идентичности [19].
Рассматривая работы об идентичности в отечественной психологии, можно сказать, что в целом, большинство авторов предлагают теории идентичности на основе интерпретации исследований зарубежных авторов, и это достаточно обоснованно, так как понятие «идентичность» сформулировано и разрабатывалось именно в зарубежной психологии.
Употребление понятие идентичности до определенного времени было невозможным, так как философия и психология советских времен опиралась на такие принципы, где личность не считалась индивидуальностью, а скорее, как общественное явление, определяющая роль развитии, которого в советское время лежит в деятельности человека, нежели в философском поиске себя, а сущность человека заключается в ансамбле его общественных отношений.
Л.С. Выготский, высказал идею о том, что процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях. Он придает особое значение не конформизму, а степени независимости, уверенности и самостоятельности индивида.
Как уже было сказано выше, понятие идентичности, в отечественной мысли до начала 90-х годов прошлого века, встречалось довольно редко. В советских исследованиях, популяризатором данного феномена, стал И.С. Кон. Отечественный исследователь выделяет следующие типы идентичности:
психофизиологическая – единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;
социальная – система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом сообщества, группы и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности социальным статуса и усвоенным нормам;
личная – единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок человека, осознающего себя как самость.
Философское осмысление идентичности у И. Кона представлено большим количеством проблем. К ним относятся: объективно-онтологический вопрос – в чем состоит постоянство индивидуального бытия; субъективно-деятельностный – как формируются и функционируют психические механизмы саморегуляции и каковы источники индивидуальной активности; когнитивно-гносеологический – как формируется и какие функции выполняет самосознание; аксиологический – на какие ценности можно ориентироваться. Сохранение и изменение личности зависит от следующего ряда оснований:
• биогенетического, связанного с тем, что организм имеет филогенетическую программу и его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы;
• социогенетического, когда процессы социализации, структура социальной деятельности, социальные установки облегчают способ самопознания, они обеспечивают представления и мнения об объекте (познавательный компонент), готовность к определенному образу действий (поведенческий), эмоциональные чувства по отношению к объекту (аффективный);
• персоциологического, к которому относятся сознание, самосознание, собственные цели и ценности [5, С. 75].
Важным вкладом И.С. Кона в становление теории идентичности было не только то, что он одним из первых стал рассматривать эти проблемы. Используя выводы и идеи отечественных и зарубежных авторов, он интерпретировал идентичность как «условный конструкт личности». Этот конструкт не является статичным и постоянно содержит динамические мотивационные тенденции, уравновешивает внутренние и внешние импульсы [11].
Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б.Д. Эльконин. Отстаивая положение о том, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. Возможно, именно этим и объясняется отсутствие единства мнений психологов в вопросе о ведущей деятельности в данный период. Поскольку, по Б.Д. Эльконину, присвоение форм культуры (образования) и освоение взрослости (различных форм самостоятельности и ответственности) оказываются сегодня, по существу, не связанными друг с другом: взросление проходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления, то, по-видимому, возможно существование, как минимум, двух ведущих деятельностей. [13, С. 132].
Следом Л.И. Божович отмечает тот факт, что выбор будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личного самоопределения, которые включают построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив есть аффективный центр жизни в юношеском возрасте. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывает с «изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего» [4, С. 235].
Особенности формирования идентичности в юношеский период
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
• уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
• размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
• размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
• формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания [12].
Л.И. Божович, изучая проблемы формирования личности в онтогенезе, говорит о том, что центральным компонентом социальной ситуации развития в юношеском возрасте выступает потребность в самоопределении.
В процессе формирования юношеской идентичности, важно появление нового отношение к окружающей действительности, осознанию себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Из мира взрослых интенсивно усваиваются различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания, и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки.
Особенности самосознания и самооценки в юношеском возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке, подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, в чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
Структура идентичности формируется в процессе разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго – силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения – своеобразный «вклад» в спутанность идентичности.
На уровне индивидуального опыта Э. Эриксон выделил следующие элементы идентичности:
• индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования;
• тождественность и целостность – ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл;
• единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии;
• социальная солидарность – ощущение внутренней слитности с идеалами и поведением общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человека других людей, что она соответствует их ожиданиям и восприятию как индивидуальность, тождественность и целостность, единство и синтез, социальная солидарность [9].
Если рассматривать это понятие в таком контексте, то обладать идентичностью – значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во – вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в – третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми» [2].
Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет, а переход от одной формы эго – идентичности к другой вызывает кризисы идентичности – поворотные пункты, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.
Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял юношескому возрасту. Детство подходит к концу, и завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности и самым большим кризисом. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.
Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии – так называемая диффузная идентичность.
Ученный впервые вводит в психологию такое понятие как «психологический мораторий», который обозначает «кризисный период между юностью и взрослостью, в течении которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру» [5, С. 15]. Мораторий – это отсрочка, когда молодые люди стремятся путем проб и ошибок найти свое место в обществе.
Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, что составляет основу специальной патологии юношеского возраста.
Синдром патологии идентичности по Эриксону:
• регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;
• смутное, но устойчивое состояние тревоги;
• чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь;
• страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
• враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»);
• презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет») [10].
Специфика юношеского возраста
Период юности – это социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое явление – основную задачу юношеского возраста, таким образом, составляет личностное самоопредление. В основе данного процесса лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами как социального, так и личностного характера, происходит активизация таких вопросов к самому себе, как: «кем быть?» и «каким быть?», связанных с определением жизненных перспектив, с проектированием себя будущего.
Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов. План, как совокупность намерений, постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план – это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны [3, С. 45].
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». «Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить» [5, С. 94].
Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:
• открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
• стремление к самопознанию;
• формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
• самоуважение;
• становление личностного способа бытия.
Центральный психологический процесс – это формирование личной идентичности. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона.
Таким образом, анализируя особенности юношеского возраста, мы пришли к следующему выводу:
• самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое, – составляет основную задачу юношеского возраста.
• центральным компонентом развития в юношеском возрасте выступает потребность в самоопределении. «Самоопределение имеет ценностно-смысловую природу» [4, С.36].
• ценностно-смысловая природа самоопределения проявляется через определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.
Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, молодые люди начинают лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самими собой.
Следует отметить, что стремительно изменяющийся мир дает толчок для саморазвития, стимул к постоянному познанию и постижению себя – таким образом мы самосовершенствуемся. Но с другой стороны, тенденции, которые проявляются в стремлении подрастающем поколении соответствовать и примерять на себя многочисленные социальные роли, могут нарушить смысловое ядро личности, так как изо дня в день общество выдвигает новые варианты соответствия. «Быстрая смена социальных предпочтений и попытка, молодым поколением интегрировать их в себе, может привести к «диффузии идентичности».