Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2487 KB

Следует отметить, что в мировой и отечественной психологии пока не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивационной сферы человеческой психики.

Основополагающие теории мотивации объясняют поведение, исходя из биологических концепций, принципов научения и когнитивных принципов. Мотивация рассматривается как «сложное когнитивно-аффективно-поведенческое» [2, С.92], «личностно-средовое образование, характеризующееся взаимодействием устойчивых личностных и ситуационных факторов» [1, С.6], проявляющееся в актуальной и потенциальной мотивации. В зоне актуальной мотивации оказываются те потребности, которые имеют оптимальное соотношение динамической и содержательной составляющей, показателем которой является осознание потребности как доступной и необходимой.

Ряд мотивационных механизмов раскрывается в работах Е.С. Улитовой, Э. Марос, А.Н. Рябинкиной. Рассматривается взаимодействие мотивации с другими явлениями психики (К. Изард, Ньюттен и др.). Так, выделяя специфический мотив гармонизации личности, И.И. Чеснокова показывает механизм взаимодействия реализуемого мотива и его субъективного отражения в сознании человека. Отмечается полидетерминированность поведения личности (А. Маслоу, 1943; Л.И. Божович, 1972; Л.С. Филиппов, 1968; Ш.Н. Чхартишвили, 1974; В.С. Магун, 1983; И.В. Имедадзе, 1984 и др.).

Под мотивационно-личностной сферой понимается совокупность устойчивых мотивационно-смысловых образований, ориентирующих деятельность личности [2, 5].

Современные исследования по проблемам мотивации имеют тенденцию проникать все глубже в сущность мотивационных процессов (В.Г. Асеев, 1988, Б.А. Сосновский, Ю.М.Забродин, 1989, В.А. Иваников, 1991, В.Г. Леонтьев, 1989, С.К. Нартова-Бочавер, 1992, В.А. Петровский, 1992, Б.А. Сосновский, 1992, А.А. Файзулаев, 1985, А.Н. Чиликин, 1993, О.В. Бубновская, 2005 и др.).

Известно, что для каждого человека существует свой набор ценностей. Часто человеку не доступно, то, что он хочет иметь, то, что представляет для него ценность. Но бывает и наоборот, когда наличие чего-то в жизни человека не ценно и находится в избытке. То и другое состояние характеризуется как рассогласование личности. Так же можно встретить отсутствие устойчивого или не ярко-выраженного рассогласования, когда у человека есть все то, что имеют для него ценность.

Цель исследования заключалась в выявлении частоты состояний рассогласования и сравнении особенностей мотивационно-личностной сферы китайской и русской молодежи.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы наглядно увидеть картину рассогласования и отличия между русскими и китайскими студентами. Знание другой культуры, ее ценностей, поможет взаимодействию разных этнических групп.

Для данного исследования были выбраны студенты университета, разделенные по этническому признаку. Это студенты 2-3 курсов, направления подготовки «Экономика», в возрасте 20-21 год. После проверки протоколов в анализ были включены результаты 109 человек. Из них 53 % – китайские студенты и 47 % – русские студенты, 68 % – девушки, 32 % – юноши.

В исследовании использовалась методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Испытуемому предлагалось два бланка для заполнения (матрицы), в первом – он попарно сравнивал 12 жизненных сфер и выбирал наиболее ценную для себя, во второй – наиболее доступную. После обработки результатов, выявляется индекс рассогласования (R), наличие внутренних конфликтов, внутренних вакуумов и нейтральных зон. Так же, по результатам групп, определяется по каким сферам было замечено наибольшее рассогласование.

На рис. 1 представлены результаты по показателю расхождения «желаемого» и «реального» (R). Возможны три градации этого показателя. В норме у мужчин индекс находится в промежутке от 33 до 50 единиц, у женщин: от 37 до 50. Если индекс равен меньше нормы, то можно говорить о низком уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, если индекс больше нормы, то это говорит о высоком уровне дезинтеграции. Дезинтеграция, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны [3].

Большее число китайских студентов имеют низкий показатель, что говорит о малом рассогласовании в мотивационно-личностной сфере. Это говорит о том, что «Ценное» – одно и то же для студентов, что и «Доступное», и наоборот. В то время как у русских студентов большее количество находится в норме. Это значит, что внутренних конфликтов или вакуумов больше, либо они ярче выражены, чем у представителей другой группы. Но в умеренном количестве, что может означать стремление к достижению целей в будущем.

На рис. 2 представлена степень выраженности личностных состояний: внутренний конфликт (ценно, но не доступно), внутренний вакуум (доступно, но не ценно) и нейтральная зона (доступно и ценно).

kaf10.tiff

Рис. 1. Уровень расхождения «Ценного» и «Доступного» у китайской и русской молодежи

kaf11.tiff

Рис. 2. Соотношение зон внутренних состояний у китайских и русских студентов

Как говорилось ранее, у русских студентов выше коэффициент внутреннего конфликта и внутреннего вакуума, следовательно, нейтральная зона преобладает у китайской группы.

На рис. 3 и 4 мы подробнее рассмотрим, по каким сферам существуют внутренние конфликты, вакуумы, нейтральные зоны у студентов различных этнических групп.

Наибольшее количество внутренних конфликтов встретилось в таких сферах: интересная работа, свобода и творчество. Внутренние вакуумы: активная, деятельная жизнь, любовь, красота природы и искусства. Нейтральные зоны: Счастливая семейная жизнь, здоровье, красота природы и искусства и друзья.

kaf12.tiff

Рис. 3. Картина рассогласования мотивационно-личностной сферы у китайской группы

kaf13.tiff

Рис. 4. Картина рассогласования мотивационно-личностной сферы у русской группы

Наибольшее количество внутренних конфликтов встретилось в таких сферах: Счастливая семейная жизнь, Здоровье, Обеспеченная жизнь. Внутренние вакуумы: Творчество, Активная, деятельная жизнь, Красота природы и искусства. Нейтральные зоны: Любовь, Друзья, Уверенность в себе.

Чтобы наглядно продемонстрировать содержательную картину рассогласования мотивационно-личностной сферы русской и китайской молодежи, проанализируем количество внутренних конфликтов и вакуумов, а также жизненные сферы, которые вызывают большее напряжение юношества.

Анализ результатов наглядно показывает, что зоны внутреннего конфликта и внутреннего вакуума преобладают у студентов русской группы, что свидетельствует о большей степени рассогласования их мотивационно-личностной сферы. Это объясняет высокий показатель нейтральной зоны, более выраженную гармонизацию мотивационно-личностной сферы у китайских студентов, как было показано выше. Содержательный аспект анализа картины рассогласования представлен в табл. 2.

Картина рассогласования показала различия в мотивационно-личностной сфере у студентов разных этнических групп. Внутренние конфликты у китайских студентов обусловлены тем, что из-за языкового барьера и учебы, у них нет времени на творчество, т.е. свободы и возможности устроиться на интересную работу без получения высшего образования. У русской группы в связи со студенчеством внутренним конфликтом выступает обеспеченная, счастливая семейная жизнь. А здоровье, скорее всего, из-за того, что большинство русских студентов совмещают учебу с работой, из-за чего чувствуют постоянную усталость.

Внутренним вакуумом у обеих групп выступила активная, деятельная жизнь. Это можно так же связать с периодом студенчества. У китайской группы внутренним вакуумом так же выступили любовь и познание. А у русской группы творчество, красота природы и искусства.

Важно отметить, что для обеих групп ценно здоровье и счастливая семейная жизнь, но для китайских студентов это доступно, а для русских студентов – нет. Это можно объяснить разным пониманием «счастливой семейной жизни». Для китайских студентов «счастливая семейная жизнь» – это не только близость с любимым человеком, но и поддержание теплых отношений со своими родителями и родственниками. В то время как для русских студентов это чаще означает построение своей собственной семьи, обретение гармонии со своим партнером.

Статистический анализ полученных данных представлен методами описательной статистики и сравнительным анализом, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.

По результатам сравнительного анализа состояний видно, что внутренний конфликт и внутренний вакуум не достигли критических значений достоверности различий групп китайских и русских студентов (зона незначимости). Различия оказались статистически значимыми для нейтральной зоны мотивационно-личностной сферы юношества с преобладанием значений у группы китайских студентов, при р<0,05 (зона неопределенности).

Таблица 1

Числовое соотношение внутренних конфликтов и вакуумов личности у китайских и русских студентов

Группы

Внутренний конфликт

Внутренний вакуум

Китайская группа

82

71

Русская группа

107

104

Таблица 2

Сравнение иерархий жизненно важных сфер

Критерии сравнения

Китайские студенты

Русские студенты

Наиболее ценные жизненные сферы, но труднодоступные

1) Интересная работа

2) Свобода

3) Творчество

1) Счастливая семейная жизнь

2) Здоровье

3) Обеспеченная жизнь

Наименее ценные жизненные сферы, но легкодоступные

1) Активная, деятельная жизнь

2) Любовь

3) Познание

1) Творчество

2) Активная, деятельная жизнь

3) Красота природы и искусства

Ценно и доступно

1)Счастливая семейная жизнь

2)Здоровье

3) Красота природы и искусства и друзья

1) Любовь

2) Друзья

3) Уверенность в себе

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа состояний мотивационно-личностной сферы по Фишеру

Показатели

Значение φ*

Уровень значимости

Внутренний конфликт

1,379

Зона незначимости

Внутренний вакуум

1,414

Зона незначимости

Нейтральная зона

2,008

P<0,05,

Зона неопределенности

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа уровня состояний мотивационно-личностной сферы по Фишеру

Показатели

Значение φ*

Уровень значимости

Низкий уровень

5,084

P<0,01,

Зона значимости

Норма

4,306

P<0,01,

Зона значимости

Высокий

2,05

P<0,05,

Зона неопределенности

Статистически значимые различия выявлены для доли лиц с высоким, средним и низким уровнями рассогласования мотивационно-личностной сферы в выборках китайских и русских студентов. Так, у китайской молодежи отмечается более низкий уровень рассогласования мотивационно-личностной сферы, чем у русских при р<0,01, у которых в свою очередь преобладает средний уровень гармонизации, входящий в «норму» при р<0,01. Это же можно отметить и относительно высокого уровня рассогласования мотивации студенчества (при р<0,05).

По показателям «Ценности» и «Доступности» различных жизненных сфер значения разошлись. У китайской группы лиц с низким уровнем дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере больше, у русской группы больше студентов с уровнем нормы, а также с высоким уровнем рассогласования мотивационно-личностной сферы.

Главная гипотеза о том, что картина рассогласования мотивационно-личностной сферы будет представлена значимыми различиями между этническими группами, подтвердилась. Наличие внутренних состояний рассогласования преобладает у русской молодежи по сравнению с китайской. Этот показатель объясняет большое количество русских студентов, имеющих средний и высокий уровни дезинтеграции в жизненно важных сферах, то есть превышение «Ценности» над «Доступностью» и «Доступности» над «Ценностью».

Более низкая степень выраженности внутренних рассогласований у китайской молодежи объясняется меньшей представленностью расхождения «Ценности» и «Доступности» жизненно важных сфер. Возможно, они менее требовательны и более адаптивны к изменяющимся условиям жизни, чем русские студенты, что помогает им более гибко реагировать на перемены.

Выявленные характеристики мотивационно-личностной сферы позволяют улучшить межкультурную коммуникацию молодежи. Результаты научного исследования, представляющие особенности личности в рамках мотивации китайских и русских студентов, полученные иерархии жизненно важных сфер следует учитывать при составлении учебных программ для студенчества.