Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой [1, 7].
Разработка проблемы анализа факторов, влияющих на успешность обучения, занимает важное место. Исследование успешности обучения, как средства и способа психического развития личности ребенка, является темой актуальной на протяжении нескольких десятилетий.
Проблема успешности обучения и психологической готовности к школе исследовалась специалистами по отечественной и зарубежной педагогике и психологии А.К. Марковой, А.С. Белкиным, И.А. Ларионовой, Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, А. Анастази, Я. Йирасеком, С. Штрембелом и др. Исследователи анализировали условия, факторы и детерминанты успешного обучения и причины неуспешности обучения. Много внимания уделялось проблеме готовности ребенка к обучению и ее составляющим – мотивационной и психологической готовности ребенка к школе. Изучались закономерности развития познавательных процессов в школьном возрасте и выявлялось их влияние на успешность обучения.
Исследователями было показано, что проблема обучения, как способа организации и стимуляции познавательного развития ребенка, неотъемлемо связана с такими ключевыми категориями, как «интеллект» и « обучаемость», а для младших школьников она тесно связана с понятием «готовность к обучению в школе». Но всё же данная проблема остается недостаточно изученной. В связи с этим существует возможность решить в данной работе определенные практические задачи, связанные с выявлением факторов, влияющих на успешность обучения, а именно – взаимосвязи между психологической готовностью к школе и успешностью обучения.
Все это обусловило актуальность темы работы.
Объект – успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Предмет – уровень психологической готовности к школе прямо коррелирует с уровнем успешности обучения.
Гипотеза – ученики с высоким уровнем психологической готовности к школе будут иметь высокий уровень успешности обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие психологической готовности и успешности обучения в психологической теории.
2. Определить с помощью психодиагностических методик уровень психологической готовности к школе и уровень успешности обучения младших школьников.
3. Провести корреляционный анализ уровня успешности обучения и уровня психологической готовности к школе.
4. Разработать рекомендации для педагога.
Методики исследования:
Тест Керна-Йирасека «Готовность к обучению в школе». Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием [2].
Метод экспертных оценок по образцу «Градусник Ю. Я. Киселева», который представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений, на которой эксперт должен сделать отметку уровня успешности ученика на начало учебного года и на конец первого полугодия. В качестве эксперта выступал классный руководитель первоклассников.
В психодиагностическом исследовании участвовали учащиеся 1-го класса МБОУ №16 г. Владивосток, в количестве 20 человек (девочки – 11, мальчики – 9). Возраст – 6-7 лет.
Результаты исследования психологической готовности к школе младших школьников по методике Керна-Йирасека представлены в табл. 1, графические данные – рис. 1.
По данным диаграммы видно, что процент учащихся 1 класса, имеющих уровень психологической готовности к школе выше среднего составляет 80 % (16 чел.) от общего количества учащихся класса. 20 % (4 чел.) учеников класса имеют средний уровень психологической готовности к школе.
Ученики с высоким уровнем психологической готовности к школе характеризуются тем, что уже овладели (или находятся в процессе овладения) умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для освоения школьной программы поведенческими характеристиками.
Ученики со средним уровнем психологической готовности к школе овладели не всеми или находятся в процессе овладения умениями, знаниями, мотивацией необходимыми для освоения школьной программы [2].
Первоклассники с низким уровнем психологической готовности могут испытывать трудности в адаптации, при усвоении знаний.
Результаты экспертной оценки успешности обучения по образцу «Градусник Ю. Я. Киселёва» на начало обучения представлены в табл. 2, графическое представление данных – рис. 2; на конец полугодия – табл. 3, рис. 3.
Таблица 1
Уровень психологической готовности к школе младших школьников (методика Керна-Йирасека)
Уровень психологической готовности |
Количество учеников, обладающих данным уровнем |
Количество учеников, обладающих данным уровнем, % |
Выше среднего |
16 |
80 % |
Средний |
4 |
20 % |
Ниже среднего |
0 |
0 % |
Итог |
20 |
100 % |
Рис. 1. Уровень психологической готовности к школе младших школьников (методика Керна-Йирасека)
Таблица 2
Уровень успешности обучения первоклассников на начало обучения
Уровень успешности |
Количество учеников, обладающих данным уровнем |
Количество учеников, обладающих данным уровнем, % |
Высокий |
5 |
25 % |
Средней |
13 |
65 % |
Низкий |
2 |
10 % |
Итог |
20 |
100 % |
Рис. 2. Уровень успешности обучения первоклассников на начало обучения
Исходя из оценок эксперта, можно сказать, что на первое сентября 25 % (5 чел.) учеников первого класса имели высокий уровень успешности обучения и 65 % (13чел) – средний уровень, т.е. у них имелся определенный запас знаний, навыков, который позволил им успешно обучаться. 10 % (2 чел.) имели низкий уровень успешности, т.е испытывали сложности в обучении и усвоении знаний.
Исходя из оценок эксперта, на 18 декабря 30 % (6 чел.) учеников 1-го класса имеют высокий уровень успешности, 70 % (14 чел.) – средний. Низкого уровня успешности обучения среди учеников класса не выявлено.
В ходе корреляционного анализа данных выявлены следующие результаты:
Коэффициент корреляции (r) между уровнем психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения на начало учебного года равен 0,12;
Коэффициент корреляции между уровнем психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения на конец полугодия равен 0,14;
Коэффициент корреляции между уровнем успешности на начало учебного года и конец полугодия равен 0,95.
Корреляция между уровнями психологической готовности и успешности обучения не имеет статистической значимости, что может быть обусловлено недостаточным объемом выборки.
Следует отметить, что взаимосвязь становится теснее к концу полугодия, что объясняется повышением роли готовности к школе для успешности обучения.
Проанализируем данные по соотношению уровней психологической готовности к школе и успешности обучения.
Ученики с более высоким уровнем психологической готовности к школе имеют более высокий уровень успешности обучения и со временем сохраняют её уровень.
Первоклассники со средним уровнем готовности к школе могут иметь средний уровень успешности, который либо увеличивается в пределах уровня показателя либо переходит на более высокий уровень. В классе есть и те ученики, которые имеют средний уровень психологической готовности и высокий успешности обучения. Возможно, на их успешность, помимо готовности к школе, оказывают влияние другие факторы. Например, семейное воспитание.
Также в классе обучаются первоклассники, у которых высокий уровень психологической готовности к школе сочетается с низким уровнем успешности обучения. На них так же, возможно, оказывают влияние другие факторы, например семья.
Итак, хотя корреляционный анализ не выявил четкой взаимосвязи между уровнями психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения, некоторые закономерности всё же прослеживаются. И в перспективе, чтобы получить более точные данные, стоит увеличить выборку и изучить другие факторы, влияющие на успешность обучения.
Своевременное выявление уровня психологической готовности к школе является очень важным. Е. А. Панько и Я. П. Коломинский указывали, что «успехи в учении часто определены готовностью к обучению в школе» [1,с.6]. Л. А. Венгером готовность ребенка к школьному обучению рассматривалась как «условие успешности учения» [4].
Таблица 3
Уровень успешности обучения первоклассников на конец полугодия
Уровень успешности |
Количество учеников, обладающих данным уровнем |
Количество учеников, обладающих данным уровнем, % |
Высокий |
6 |
30 % |
Средний |
14 |
70 % |
Низкий |
0 |
0 % |
Итог |
20 |
100 % |
Рис. 3. Уровень успешности обучения первоклассников на конец полугодия
Таблица 4
Соотношение уровней психологической готовности к школе и успешности обучения
Код |
Уровень психологической готовности к школе |
Уровень успешности на начало года |
Уровень успешности на конец полугодия |
Примечание |
1 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Успешность сохранилась |
2 |
Средний |
Средний |
Высокий |
Успешность выросла |
3 |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Успешность выросла |
4 |
Высокий |
Ниже среднего |
Средний |
Успешность выросла |
5 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
6 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
7 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Успешность сохранилась |
8 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Успешность сохранилась |
9 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
10 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
11 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Успешность сохранилась |
12 |
Высокий |
Ниже среднего |
Средний |
Успешность выросла |
13 |
Средний |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
14 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
15 |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Успешность сохранилась |
16 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
17 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
18 |
Средний |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
19 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
20 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Успешность сохранилась |
Педагогу следует проводить исследования по уровню психологической готовности младших школьников к школе, такие тесты удобны для первоначального знакомства с детьми, дают общую картину развития (интеллектуального эмоционально-волевого) и может применяться в группе. А затем позволяют вести работу по максимальной индивидуализации плана работы с учениками, что приведет к более эффективному процессу усвоения знаний и обучения.