В настоящие дни проблема семейного насилия между супругами все чаще стала появляться в СМИ. Так по имеющимся официальным данным МВД России на 2008 год, насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвёртой российской семье. Две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами, ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких, до 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.
Актуальность изучения проблемы психологического насилия в семье определяется также и тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст социальных процессов. Вместе с тем в общественном сознании данная проблема представлена в очень усеченной и трансформированной форме, более того проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме.
Целью данной работы явилось исследование представления о допустимости семейного насилия между супругами.
Объектом исследования выступили лица, состоящие в официальном браке.
Предмет исследования: представление о семейном насилии.
Задачи исследования:
1. Выявить типы семейного насилия у жителей Республики Саха (Якутия).
2. Определить особенности ценностей у лиц, допускающих семейное насилие.
3. Изучить представление о допустимости семейного насилия.
В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что допустимость семейного насилия связана с ценностями и социальными нормами общества.
В нашем исследовании приняли участие 50 испытуемых, состоящих в брачных отношениях. При исследовании использовались следующие методики: контент – анализ, тест ценностей Шварца и собственный авторский опросник. С помощью корреляционного анализа были выявлены связи между ценностями и видами насилия.
В результате полученных данных можно говорить о социальной норме допустимого насилия, что проявляется в 81,42 % случаев в постоянном проявлении ревности; в 70 % ограничение общения с друзьями, родственниками; в 87,14 % толкание; в 91,42 % оскорбления; в 84,28 % пощечина, как наиболее часто встречающимися виды насилия в анонимных сайтах. Среди причин допустимости и применения насилия, т.е. из – за чего может одна сторона применить насилие по отношению к другому, а вторая может терпеть, являются состояния алкогольного опьянения (70 %); в 72,85 % постоянные ссоры между супругами; в 64,28 % ложь.
В результате исследования самый высокий показатель имеет шкала ограничение личного пространства (20, 23 %), второй – психологическое насилие (16,22 %), третий – вербальное насилие (16,13 %). В семьях, где присутствует насилие преобладающими ценностями на уровне нормативных идеалов являются самостоятельность и стимуляция. На уровне индивидуальных предпочтений у большинства испытуемых является стимуляция и универсализм. К физическому насилию склонны те, у кого преобладающей нормативной ценностью является конформность, а обратную тенденцию имеет безопасность. Те, кто ограничивают личное пространство своего супруга руководствуются конформностью. Оправдание насилия присуще людям, с ценностной ориентацией традиции и самостоятельность. Люди с ценностной ориентацией традиции и доброта считают, что есть причины по которым можно «заслужить» насилие. Люди с гедонистической ценностью пользуются психологическим насилием. Людям, чьи ценности безопасность и власть склонны к физическому насилию. На вербальное насилие склонны люди с такой ценностью как самостоятельность, а также обратная тенденция с гедонизмом. Психологическое насилие на высоком уровне проявляется у тех респондентов, кто руководствуется такой ценностью как власть.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась. Данное исследование нуждается в дальнейшем исследовании, а также в более глубокой интерпретации полученных данных с учетом социокультурных факторов.