Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
2353 KB

С медицинской точки зрения курение – это пагубная привычка, ведущий фактор, негативно влияющий на здоровье, развитию более 40 различных болезней и патологических состояний. Считается первостепенной причиной быстрого роста смертности. С психологической точки зрения курение рассматривается как форма аддиктивнго поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния различными способами. Мы курительное поведение будем рассматривать, как сложно иерархизированную и опосредованную психологическую систему, функционирующую на разных уровнях психической организации: когнитивной, эмоциональной и моторной, на которые оказывают влияние множество факторов (экономические, социальные, психологические, генетические и фармакологические факторы).

Целью настоящего исследования явилось изучение психологических особенностей курительного поведения у студентов.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 студентов вузов г. Якутска, 30 из которых с никотиновой зависимостью и 30 – без зависимости. Возрастная группа выборки составляет от 17 до 25 лет. Были применены следующие методики сбора фактологического материала: анкета для определения типа курительного поведения Д. Хорна, опросник дезадаптивных черт характера, опросник для диагностики межличностных отношений А.А. Руковишникова, цветовой тест Люшера для диагностики нервно-психического состояния. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение. По результатам анкеты определения типа курительного поведения выяснилось, что у всех опрошенных респондентов смешанный тип курительного поведения. Иначе говоря, у всех респондентов не один ярко выраженный тип, а несколько типов курительного поведения. Самым распространенным типом курительного поведения является «поддержка», у 20 человек из 30 опрошенных. Далее на втором месте идет тип «расслабление». Наименьшее значение имеет такой тип как «рефлекс». Это говорит о том, что курят в основном, чтобы сдержать гнев, собраться с духом. Считают, что сигарета снимет эмоциональное напряжение.

По результатам цветового теста Люшера получены следующие результаты. Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) у курящих и некурящих студентов значительно не отличается. Что касается цветового предпочтения, то у курящих студентов перемещение основных и дополнительных цветов одинаково выше, чем у не курящих студентов. Это свидетельствует о большей подверженности нервно-психическому напряжению курящих студентов, чем некурящих.

При исследовании дезадаптивности были выявлены высокие показатели по таким шкалам, как склонность к глубоким перепадам настроения, утомляемость, независимость, мужественность, замкнутость, асоциальность, нерешительность и злобность. Показатели дезадаптивного поведения у курящих студентов значительно выше, нежели у некурящих студентов.

Опросник А.А. Рукавишникова направлен на выявление различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Полученные результаты показали, что в различных аспектах межличностных отношений у курящих и некурящих студентов есть различия, но в значительной степени не отличаются.

Выявив различия в полученных результатах проведенных методик, следующей задачей перед нами стояла выявить взаимосвязи курительного поведения с нервно-психическим напряжением, показателями дезадаптивности и особенностями межличностного общения. Для обработки данных был использован метод математического анализа – критерий ранговой корреляции Спирмена.

Результаты корреляционного анализа показали, что существуют взаимосвязи между типами курительного поведения с нервно-психическим напряжением, дезадаптивностью и особенностями межличностного общения.

Было выявлено, что между показателями суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), вегетативным коэффициентом (ВК) и выбором испытуемым в качестве основного дополнительных цветов есть корреляционные взаимосвязи на уровне от -0,484** до 0,386* с курительным поведением. Установленная взаимосвязь между «Стимуляцией» и «выбором дополнительного цвета» (-0,407*) свидетельствует о том, что курят для снижения нервно-психической напряженности. Так же была выявлена корреляционная взаимосвязь по таким показателям: «Поддержка» и предпочтение дополнительных цветов основным (0,362*) у некурящих студентов. Это свидетельствует о том, что студенты для снятия нервно-психического напряжения используют тип поведения как «Поддержка», не зависимо курят они или нет. Мы предполагаем, что испытуемые возможно компенсируют имеющиеся склонности к деструктивному поведению, реализуя данный тип поведения другим деструктивным поведением.

Особенности межличностного поведения, которые коррелируют с типами курительного поведения: «Aw» и «расслабление» (0,523**), «Ie» и «стимуляция» (0,508**), «Aw» и «жажда» (0,458*), «Ae» – «Жажда» (0,412*), «Се» – «поддержка» (-0,364*), «Сw» и «рефлекс» (-0,400*) , «Се» – «игра» (-0,424*) и «стимуляция» (-0,498**) и «Iе» и «игра» (-0,498**). Это может свидетельствовать о том, что курительное поведение может выступать атрибутом общения. Так же была выявлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «Ie» и типом курительного поведения как «жажда» (0,394*). То есть стремясь быть значимым для других людей, есть высокая вероятность попасть в зависимое поведение, независимо будет ли это никотиновая или другие формы зависимости.

Между типами курительного поведения и дезадаптивностью были выявлены такие взаимосвязи: «стимуляция» и «чувствительность» (0,379*), «рефлекс» и «женственность» (0,369*), «поддержка» и «замкнутость» (-0,385*). То есть данные курительные поведения могут выступать как способы адаптации человека в социуме. Как и обратное: курение может выступать как фактор, препятствующий адаптации человека.

Так же нами было выявлено, что у некурящих студентов есть взаимосвязь между типами курительного поведения и дезадаптивностью: «жажда» и «склонность к глубоким перепадам настроения» (0,376*), «поддержка» и «веселость» (0,366*), «жажда» и «демонстративность» (-0,417*), «стимуляция» и «замкнутость» (-0,520*). То есть, независимо от того курит студент или нет, при дезадаптивных поведениях он прибегает к данным типам поведения.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что существуют взаимосвязи между типами курительного поведения с нервно-психическим напряжением, дезадаптивностью и особенностями межличностного общения. Но данные взаимосвязи были обнаружены так же у некурящих студентов. Это говорит о том, что при нервно-психическом напряжении и при дезадаптивных формах поведения студенты действуют одинаково, независимо от того, курят они или нет.