Отношение к учебе у студента складывается в основном из того, какие потребности удовлетворяются в процессе учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью является важным компонентом и условием будущей успешной профессиональной деятельности. Неудовлетворенность учебной деятельностью снижает мотивацию, формирует эмоциональные барьеры и т.д. Проблема удовлетворенности учебной деятельности рассматривалась в работах Л.В. Мищенко, Ю.М. Орлова, В.И. Шкуркина и других исследователей.
В данной работе предпринята попытка изучения удовлетворенности учебной деятельностью студентов разных профилей обучения Северо-Восточного федерального университета. Задачами исследования являются: изучение удовлетворенности учебной деятельностью; определение мотивов учебной деятельности; выявление взаимосвязи между мотивами выбора профессии и удовлетворенностью учебной деятельностью и определение уровней субъективного контроля личности и его взаимосвязи с удовлетворенностью учебной деятельностью. Объектом исследования выступили 50 студентов технического и гуманитарного профиля. В качестве методик исследования использовали: тест-опросник «Удовлетворенность учебной деятельностью» (Л.В. Мищенко) [2], методику изучения мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан и В.А. Якунина) [3] и тест-опросник уровня субъективного контроля личности студентов (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда) [1]. По результатам исследования обнаружено, что в целом удовлетворенность учебной деятельностью студентов технического профиля выше, чем у гуманитариев. Наиболее удовлетворены студенты воспитательным процессом и выбором своей профессии. Удовлетворенность воспитательным процессом возникает, если воспитательная работа помогает научиться успешно жить в обществе, стать преуспевающим современником данной эпохи и удачливым сверстником своего поколения, а удовлетворенность избранной профессией возникает, если студент оценивает ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации. Различия между студентами получены по шкале «взаимоотношения с однокурсниками», где наиболее низкие значения у студентов гуманитарного профиля.
Основными мотивами выбора профессии у студентов обеих направлений являются: стремление стать высококвалифицированным специалистом, получение диплома, обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, успешная учеба и желание постоянно получать стипендию. В то же время студентам не нравится быть постоянно готовым к очередным занятиям и выполнять педагогические требования. Значимых различий между мотивами студентов гуманитарного и технического направления не выявлено. При определении взаимосвязи между мотивами выбора профессии и удовлетворенностью учебным процессом выявлено, что те студенты (технического и гуманитарного профиля), у которых высокая удовлетворенность воспитательным процессом (Ув) стремятся учиться, сдавать экзамены хорошо и отлично (r=0,440, p≤0,01), также у них преобладает мотив «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (r=0,551, p≤0,01). Студенты, у которых высокая удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета (Ур) преобладает мотив стремления выполнять педагогические требования (r=0,501, p≤0,01) и мотив стать высококвалифицированным специалистом (r=0,636, p≤0,01). Далее нами была предпринята рассмотреть взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и удовлетворенности учебной деятельностью студентов. У студентов, возможно в силу возрастных особенностей, в целом преобладает экстернальный локус контроля. Но у студентов технического профиля этот показатель ниже, чем у гуманитариев. В отношении здоровья, у студентов обеих направлений преобладает интернальный локус контроля. Взаимосвязь между показателями общей интернальности и удовлетворенности учебным процессом обнаружена только в выборке студентов технического профиля. Таким образом, студенты, у которых преобладает интернальный локус контроля, считающие, что большинство событий в их жизни было результатом их собственных действий, целеустремленности и способностей также имеют высокий уровень удовлетворенности учебным процессом.