Понятие «личность» – одно из центральных понятий психологии, которое изучается многими науками. На протяжении столетий ученые всего мира пытаются объяснить сущность данного понятия, определить факторы и условия развития личности, разрабатывают теории и концепции, содержащие научное обоснование различных подходов к его определению. Но, несмотря на повышенный интерес отечественных и зарубежных психологов к феномену «личность», однозначного толкования данного понятия мы не встречаем.
Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, позднее так стали называть самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Следует отметить, что понятие «личность» психологами определяется по-разному.
По мнению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [3]. А.Н.Леонтьев считает, что личность – это «высшее единство» человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым [2]. Известный психолог А.В. Петровский понятие «личность» определяет как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [4].
Ковалёв А.Г. определил понятие «личность» как сложное, многогранное явлении общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой [1].
В своих работах известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, К.Л. Абульханова, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломова и др. рассматривают личность как совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей, определяющих повседневное поведение и связь человека с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. И так, далеко не полный анализ подходов к определению понятия «личность» позволяет сделать вывод о том, что личность – это конкретный человек, рассматриваемый как общественное, социальное существо. Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
В процессе своей жизнедеятельности каждая личность развивается. Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Существует множество разнообразных видов и вариантов процесса развития личности: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов. Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Так, в теории американского психолога Э. Эриксона развитие и становление личности рассматривается как последовательная смена этапов изменения внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь при создании соответствующих биологических, психологических и поведенческих (социальных) условий.
Условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается личность. Согласно психическому словарю, условие развития – факторы, от которых зависит развитие человека. К ним относятся люди, окружающие его с детства, их взаимоотношения, предметы материальной и духовной культуры. Необходимые условия развития личности – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития, обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования личности подготовлено своей причиной, своими условиями. Их отсутствие или недостаточность приводит к прекращению или замедлению развития человека, затрудняют процессы социализации и воспитания. Безусловно, условия развития личности зависят от многих факторов, которые выявляются в процессе самой жизни человека и оказывают существенное влияние на формирование личности. К факторам развития личности относятся: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Следует отметить, что личностное развитие человека невозможно без развития его мышления, потому что: 1) вначале рождается образ, мотивация поступка, потом само действие; 2) мышление устанавливает вершину развития личности. Люди, интеллектуально более развитые, не идут на поводу у собственных ограничений – они умеют управлять своими чувствами, верой, преодолевая интеллектуальную и духовную «футлярность»; 3) мышление определяет, чему главному должно быть подчинено все развитие личности; 4) мышление помогает познать свои способности, их пределы и возможные выходы за эти пределы; 5) неповторимость и главная ценность человека проявляется в его индивидуальности, оригинальности мышления, неповторимости идей и действий; 6) степень свободы человека зависит от скорости и глубины его мышления. Чем больше человек знает, тем быстрее и легче он решает проблемы; 7) качество жизни человека, его свобода зависят от степени развития мышления, эрудированности, образованности. Развивая мышление, приобретая новые знания, личность может расти и развиваться, в противном случае личность человека начинает «разваливаться», деградировать. Если человек постоянно работает над своим мышлением, то глубже и разнообразнее его познания, а, следовательно, он защищен от деградации.
Не маловажное значение в развитии личности имеет наследственность. Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Но только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности.
Большое влияние на развитие человека оказывает среда. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.
Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Воспитание, как фактор развития личности, направлено на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы. Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать её на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.
Исходя из вышесказанного, в заключении хотелось бы отметить, что феномен «личность», её развитие остается одним из сложных, исключительно интересных явлений в психологии, познание сущности которого будет еще долгое время оставаться актуальным не только для психологов, но и философов, педагогов, социологов.