Термин «эмпатия» в 1903 году ввел Э. Титчер, понимая под ним процесс вчувствования. До сих пор существуют многочисленные разночтения в позициях ученых, которые дают ему неоднозначную трактовку: когнитивная способность, аффективная чувствительность, рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека, идентификация, рефлексия, понимание внутреннего мира другого «изнутри», мотивация помощи, фактор успешности профессиональной деятельности, фактор формирования мотивации, условие личностного развития, составная часть любви человека к человеку [3, 4, 6, 7, 8, 10, 12]. Вместе с тем, авторы сходятся на признании эмпатии профессионально важным качеством, выступающим условием предупреждения или предпосылкой для возникновения профессиональных деструкций. В нашем исследовании, под эмпатией будем понимать способность распознавать мысли и чувства другого человека, с возможностью поставить себя на его место без потери чувства реальности, осознавая, что события, вызывающие эмоциональные реакции, принадлежат другому человеку.
Т.П. Гаврилова, в онтогенезе эмпатии выделила 2 уровня, связанных с формированием мотивационной направленности на себя и на другого:
Сопереживание – более импульсивное переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой индивид, но обращенных на себя;
Сочувствие – переживание неблагополучия другого, без соотнесения с собственным благополучием, что опосредовано когнитивными способностями.
Сопереживание и сочувствие как устойчивые эмпатические переживания, будут побуждать человека к эгоистическому или альтруистическому поведению по отношению к другому. Т.П. Гаврилова выдвинула предположение о возрастных различиях в проявлениях эмпатии: сопереживание, как более простая форма эмпатии, характерна для детей младшего школьного возраста, сочувствие больше свойственно подросткам.
Основными механизмами эмпатии Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая считают: эмоциональное подражание и заражение, идентификацию, понимание и рефлексию. Эмоциональное подражание и заражение позволяют устанавливать контакты с окружающими, обмениваться с ними информацией. Идентификация разрешает принять ценность другого человека без попыток что-либо изменить в нем. Понимание и рефлексия, обуславливают обращенность к собственному эмоциональному опыту, учат прогнозировать ситуации, задействую когнитивную сторону эмпатийного процесса [6]. В ключе рассмотрения данных механизмов эмпатии, снимаются основные разночтения в подходах исследователей, связанных с семантической сущностью самого понятия.
В структуре эмпатии Н.Н. Обозов выделил 3 компонента: конативный (активная поддержка другого и оказание помощи), аффективный (сопереживание, сочувствие), когнитивный (понимание состояний другого человека без изменения своего состояния). Высшая ступень в данной иерархии принадлежит поведенческой форме эмпатии, средняя – эмоциональной, низшая – когнитивной. По мнению Argyle, эмпатию обуславливают 3 фактора: способность принимать роли, межличностная мотивация, наличие данного переживания в эмоциональной памяти эмпатизирующего [4].
Когда говорят о различиях в проявлениях эмпатии у мужчин и женщин, предполагают, что женщины более восприимчивы к чувствам окружающих, лучше выражают свои эмоции. Считается, что мужчины проявляют меньше эмпатийных качеств, потому что изначально воспитываются в среде, где главным признают умение контролировать свои чувства, в то время как женщин учат быть эмоциональными, отзывчивыми. К. Хорни объясняет данные различия несовпадением социальных ролей и традиций, которые влияют на поведение людей [9]. Распространена точка зрения о совпадении биологического пола с психологическим, поэтому говоря о женщине подразумевают личность феминного типа, о мужчине – маскулинного. Исследование А.Н. Штепа, Н.С. Хоча не подтверждает различия в проявлениях психологического пола. К сходным выводам пришли Айзенберг, Ленон, изучавшие гендерные различия в проявлении эмпатии. Ученые обнаружили, что чем более очевидна направленность теста на измерение уровня эмпатии, тем меньшие гендерные различия выявлялись, однако результат повторился при проведении менее открытых методик, диагностирующих эмпатию.
Уровень сформированности эмпатии оказывает большое влияние на протекание межличностных отношений. Полагаем, что существует несколько причин, обуславливающих необходимость развития эмпатийных способностей в студенческие годы:
Юношество – переломный этап в жизни человека, которому необходимо зарекомендовать себя в группе, наладить конструктивные отношения с преподавателями;
В данный период осуществляется активный поиск брачного партнера для создания семьи;
В годы студенчества начинается формирование профессиональных навыков общения с людьми. Особенно значимо это для тех специальностей, которые относятся к гуманитарной сфере, поскольку будущим специалистам предстоит работать в сфере «человек-человек», активно контактировать с другими людьми, что будет определять успешность их деятельности в профессиональной сфере.
Согласно выводам М.Ю. Тюлина, низкий уровень эмпатии по отношению к детям имеют учителя с авторитарным стилем деятельности. Мужчины-учителя избегают конфликтов с увеличением эмпатии по отношению к детям и уменьшением уровня самооценки. Женщины-учителя перестают ориентироваться на пассивные действия при разрешении конфликтных ситуаций с ростом их самооценки. Развивая и углубляя эмпатию по отношению к детям, учитель формирует более эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций [8].
Цель нашей работы заключалась в изучении специфики эмпатии. В исследовании приняли участие 5 юношей и 5 девушек, являющихся студентами Дальневосточного государственного гуманитарного университета факультета психологии и социально-гуманитарных технологий. Средний возраст респондентов – 19,5 лет. В качестве рабочего инструментария были выбраны следующие методики: опросник С. Бем (направлен на выявление психологического пола), «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна (диагностирует общий уровень эмпатии), «Диагностикиа уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко (позволяет определить ведущий канал эмпатии). Обработка результатов осуществлялась с помощью описательной статистики, корреляционного анализа, φ-критерия Фишера.
Результаты «Полоролевого опросника» С. Бем позволяют говорить об андрогинности юношей и девушек, обучающихся в гуманитарном вузе, т.е. испытуемые гармонично сочетают феминные и маскулинные качества, которые обуславливают личностную эффективность в отношениях с окружающими. Согласно результатам «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна, все респонденты имеют высокий уровень эмоционального отклика. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» показывает, что у нашей группы испытуемых преобладают установки, способствующие или препятствующие эмпатии, то есть со стороны личности в основном возникают установки, которые ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости или наоборот, различные каналы эмпатии могут действовать наиболее эффективно. Можно сказать, что наблюдается тенденция к смене выраженности эмпатийных способностей в зависимости от ситуации. Для выявления гендерной специфики эмпатии, выборка была поделена на мужскую и женскую подвыборки.
Анализируя результаты женской подгруппы можно увидеть, что девушки относятся к андрогинному типу, но с тенденцией к феминности, о чем свидетельствует положительный знак показателя. Для испытуемых этой подгруппы характерен высокий уровень эмпатии. Девушкам свойственен эмоциональный канал эмпатии, но если не произошло эмоционального вхождения в поле партнера, эффективного взаимодействия не получится. Студентки могут использовать рациональный и интуитивный канал эмпатии, т.е. действовать, опираясь на опыт подсознания, но данные способности выражены в меньшей степени. Стоит отметить наличие установок, которые способствуют или препятствуют эмпатии, и выраженность проникающей способности к эмпатии, что отражается в умении испытуемых создавать доверительную атмосферу, которая благоприятствует общению с другими людьми.
Юноши являются представителями андрогинного типа. Хотя их способность к эмпатии высока, значение представлено нижней границей высокого уровня. Юноши могут проявлять интерес к чувствам и эмоциям другого человека, но в тоже время, избирательны в личных контактах. Идентификация в эмпатии говорит о том, что юноши могут поставить себя на место другого человека и понять переживания своего партнера. Высокий показатель по шкале «проникающая способность к эмпатии» свидетельствует об умении юношей создавать атмосферу свободного и доверительного общения.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Все респонденты относятся к андрогинному типу;
2. Юноши и девушки, являющиеся студентами гуманитарного вуза, обладают высоким уровнем эмпатии;
3. Для юношей характерен рациональный канал эмпатии, девушкам свойственен эмоциональный канал;
4. Отсутствует однозначная связь между биологическим и психологическим полом.