В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потре6ляться людьми при путешествиях, а также во время отдыха, развлечений, лечения, повышения образовательного и профессионального уровня, осуществляемых в рамках туризма. При этом транспортные услуги, входящие составной частью в содержание турпродукта, оказывают существенное влияние на его качество.
Перевозки пассажиров, в том числе туристов, осуществляются различными видами транспорта воздушным, наземным, водным. Популярность или востре6ованность разных видов транспорта для туристских перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей и других факторов [1].
Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных: различными международными транспортными организациями; национальным законодательством стран; внутренними правилами самих перевозчиков. Особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания при реализации международного туризма. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. Конкурентная борьба за клиента, как между отдельными транспортными структурами, так и между перевозчиками внутри каждого вида транспорта дала мощный импульс процессу совершенствования сервиса для пассажиров.
Спрос на авиаперевозки – хороший индикатор экономического развития страны и ее отдельных регионов. Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) – крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных – 750 пассажиров. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы I и II категории ICAO. Пассажиропоток аэропорта в 2013 году превысил 3,7 млн пассажиров, объём обработанного груза и почты – 29,9 тыс. тонн.
По итогам первого полугодия 2014 года Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) обслужил 1 776 170 пассажиров, что на 8,6 % выше показателя аналогичного периода 2013 года. Количество пассажиров на внутренних воздушных линиях составило 1 055 579 человек (+ 11,8 %), на международных – 720 591 (+ 4,3 %).
В июне 2014 года пассажиропоток в аэропорту увеличился на 12,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 386 164 человек. На внутрироссийских рейсах обслужено 238 729 пассажиров (+ 16,4 %), на международных – 147 435 (+ 6,1 %).
В январе-июне аэропорт обслужил 10 195 самолёто-вылетов (+ 11,8 % к соответствующему периоду 2013 года), в июне – 1 927 самолёто-вылетов (+ 6,5 %). За первое полугодие 2014 года, по предварительным данным, обработано 13 542 тонны грузов и почты.
В течение июня 2014 года зафиксирован резкий рост пассажиропотока на ряде направлений. На внутренних авиалиниях по итогам июня наибольшую динамику продемонстрировали рейсы в Симферополь (рост в 3,5 раза по сравнению с июнем 2013 года), Санкт-Петербург (+ 66 %), Сочи (+ 62 %), Иркутск (+ 61 %) и Анапа (+ 53 %). Кроме того, существенный рост показали региональные рейсы, выполнение которых субсидируется в соответствии c Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 1242 (Абакан, Омск, Горно-Алтайск, Томск, Кызыл и др.). Среди направлений в страны СНГ наиболее быстрорастущими стали рейсы в Шымкент (+ 49 % к июню 2013 года), Фергану (+ 41 %), Ош (+ 30 %), Алматы (+ 26 %), Ташкент (+ 23 %). В числе рейсов в страны дальнего зарубежья наибольшую динамику пассажиропотока показали полёты в Харбин (+ 97 % к июню 2013 года), Родос (+ 89 %), Камрань (+ 66 %), Хошимин (+ 58 %) и Прагу (+ 48 %) [2].
Растущие производственные показатели аэропорта – результат открытия новых рейсов и увеличения частоты по существующим направлениям, а также выполнения части полётов на более вместительных воздушных судах, которые авиакомпании используют в период сезонного увеличения спроса.