Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2481 KB

Категория «взаимодействие» подразумевает заранее согласованный обмен различными видами ресурсов и учитывает взаимное влияние действий друг на друга. У.Ф.Коханов определяет «взаимодействие», как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь». По его мнению, именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур» [1].

Одной из разновидностей взаимодействия является информационное взаимодействие. Информационное взаимодействие, которое обеспечивает информационный сервис является одним из важнейших направлений взаимодействия предприятий. Под информационным взаимодействием обычно понимается процесс сотрудничества двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них. Более того, влияние информационного взаимодействия на результаты деятельности экономических субъектов неуклонно растет [2]. Новые коммуникационные возможности, предоставляемые информационными сетями и современные информационные технологии во многом послужили основой для формирования глобального информационного пространства и изменили экономическую картину мира. Появились новые виды; услуг, которые автоматизируют и информатизируют деятельность предприятий.

В настоящее время наряду с понятием «информационная услуга» получило широкое распространение понятие «информационный сервис». Это связано с тем, что в течение последних 30–40 лет в результате революционного развития информационных технологий отношение к ним претерпело существенные изменения.

Снижению непроизводительных издержек способствует высокий уровень информатизации внутренних функций предприятия, который открывает новые возможности развития бизнеса на основе оптимизации информационного взаимодействия. При этом рационально организованное информационное взаимодействие внутри предприятия на базе информационного сервиса повышает эффективность процессов управления, планирования и контроля.

В условиях информационной экономики результаты деятельности предприятий во многом зависят от качества их информационного взаимодействия, при этом информационный сервис предприятия, является базисом его информационного взаимодействия и определяет организацию управления предприятием, оказывает непосредственное влияние на организационную структуру, обеспечивает постоянное улучшение бизнес-процессов [3].

Опыт, накопленный в разных странах мира, говорит о том, что именно рациональная организация информационного сервиса, как внутреннего так и внешнего во многом определяют экономическую эффективность деятельности предприятий. На современном этапе экономического развития предъявляются новые требования к деятельности предприятий, к формированию их структур управления и организационных структур. По мнению известного ученого Питера Друкера, в XXI столетии изменятся принципиальные основы функционирования предприятий – произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации» [4].

Предприятие представляет собой сложную открытую автономную систему, которая осуществляет в внешней средой материальными, финансовыми, информационными и другими потоками. Взаимодействуя с внешней средой, предприятие реагирует на процессы, происходящие в ней. Эта реакция базируется на информации, которой располагает менеджмент предприятия.

На базе информационных и коммуникационных технологий в конце XX веках сформировалась глобальная информационная среда экономической деятельности. В этих условиях появляются участники рынка, которые владеют разной степенью информации о процессах, происходящих в экономической среде. Неполнота информации приводит к.неэффективной работе рынков, рискам и неопределенности, не взаимовыгодным рыночным сделкам и пр. Необходимую полноту информации может обеспечить информационный сервис, основными функциями которого становятся непрерывный сбор, изучение и анализ все возрастающих потоков экономической информации [5].

Таким образом, эффективность деятельности предприятий в современных экономических условиях напрямую зависит от информационного сервиса, способного обеспечить эффективное информационное взаимодействие с поставщиками, партнерами и конечными потребителями товаров и услуг.