Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Siberian Transport University
2700 KB

Транспорт, будучи материальной базой и инструментом товарообмена между отдельными регионами, одновременно выступает в качестве фактора, создающего и организующего единое мировое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ. Контейнерные перевозки – это современный, наиболее экономичный вид транспортировки грузов, используемый как во внутренних, так и в международных сообщениях. Начиная с 1960-х годов перевозка различных промышленных товаров и готовых товаров широкого потребления в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU), или двадцатифутовый эквивалент – постепенно становится новым методом доставки грузов в развивающихся странах. В настоящее время контейнерные перевозки являются наиболее перспективным и быстрорастущим способом транспортировки грузов. За период 2000–2010 гг. среднегодовой рост торговли контейнерными грузами (в единицах TEU) составил 8,6%. Согласно консенсус – прогнозу, до 2020 г. среднегодовые темпы роста мирового объема торговли в контейнерах будут около 5,5%, что превышает прогнозы темпов роста мировой экономики (рис. 1).

chegl1.tif

Рис. 1. Мировая торговля грузами в контейнерах, 1996–2020 гг. (млн TEU и%)

chegl2.tif

Рис. 2. Динамика и прогноз перевалки грузов в контейнерах в российских портах

Мировой контейнерный рынок характеризуются положительным ростом, высокой концентрацией и конкуренцией среди игроков, а также возрастающей ролью развивающихся азиатских стран.

Среди развивающихся стран по контейнерообороту Россия занимает 22-е место (5,0 млн TEU в 2012 г.), с учетом развитых – 33-е место. По данным Ассоциации морских торговых портов России грузооборот морских портов России в целом за январь-сентябрь 2014 года увеличился на 6,2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и составил 465,5 млн т. До 2017 г. среднегодовой рост прогнозируется на уровне 4,6%. Прогноз контейнерооборота на 2017 г. – 6,3 млн TEU. Крупнейшим бассейном по контейнерообороту является Балтийский (60%), далее следуют Тихоокеанский (25%), Каспийско-Черноморский (14%) и Арктический (3%).

Модель прогноза контейнерооборота портов России рассчитана исходя из физического объема импорта, динамики ВВП, а также с учетом общего роста грузооборота портов и планов по расширению мощностей контейнерных терминалов (рис. 2).

Рост контейнерного рынка в России послужил всплеском деловой активности участников транспортного процесса, привлек внимание инвесторов к развитию инфраструктуры. Для обеспечения спроса на контейнерные перевозки в России созданы компании Трансконтейнер и Национальная контейнерная компания (НКК), а также строятся новые контейнерные терминалы. Организовано курирование ускоренных контейнерных поездов, рассматриваются и реализуются проекты строительства логистических комплексов. Таким образом, динамика и прогноз грузооборота России, который в абсолютных объемах не снижался даже в период кризиса, позволяет говорить о перспективах увеличения контейнерооборота в рамках общего роста грузооборота.