Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией как государственных потребностей, так и нужд других хозяйствующих субъектов. Согласно данным исследования НАУЭТ, на 19.11.2014 г. на российском рынке государственных и корпоративных закупок работало более 295 тыс. организаций, 79% из которых – государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ, и 21% – заказчики, работающие по 223-ФЗ. Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2013 г. – 30.06.2014 г.) составил порядка 6,64 трлн руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. Количество конкурентных закупочных процедур за период составило 2 534 702 (таблица) [1].
Около 58,98% закупок на сумму 3 918,51 млрд руб. было осуществлено путем проведения электронного аукциона. В то же время, количество проведенных электронных аукционов составляет 1 514 624 процедур или 59,76% от общего количества опубликованных закупочных процедур.
В 2014 году потери государства от закупок составили 278,2 млрд руб., что на 4,78% больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения 2013г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 9,2%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном – 4,5% [1].
Состояние современной системы госзакупок в России характеризует наличие определенных сложностей и проблем, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения госзакупок, а также многочисленные нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон.
Организация системы госзакупок в стране должна строиться на трех базовых принципах: справедливость (свободный доступ участников, недопущение дискриминации); честность (открытость информации о закупках, подотчетность и соблюдение закупочных процедур); экономия и эффективность (наилучшее качество при наименьших ценах) [3].
Исходя из этого, необходимыми мероприятиями для улучшения и развития системы госзакупок должны стать:
1) создание условий для развития конкуренции в этой области, в том числе открытый свободный доступ для вхождения на рынок новых участников;
2) преодоление коррупции, открытие информации для свободного доступа к ней, унификация закупочных процедур и процедур документирования заказов [2];
3) пересмотр и выработка четких правил формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен, в пределах максимальной цены, установленной заказчиком, конкретных требований по документированию заказов;
4) разработка стандартов безопасности и защиты информации при проведении электронных торгов [3].
Важно помнить, что если речь идет о государственном заказе в условиях рыночной экономики, то свобода доступа на привлекательный, стабильный и перспективный сегмент рынка, коим является рынок государственного заказа, должны сочетаться с ответственным контролем и аудитом в целях защиты интересов участвующих сторон, поддержания долговременного сотрудничества и достижения позитивного эффекта для российской экономики.
Объём размещения заказа по способам осуществления закупки за период 01.07.2013 г. – 30.06.2014 г.
Способ закупки |
Сумма начальных максимальных цен контрактов (договоров), млрд руб. |
Количество закупочных процедур |
Электронный аукцион |
3 918,51 |
1 514 624 |
Запрос котировок |
144.27 |
775 632 |
Открытый конкурс |
1 313,92 |
41 230 |
Конкурс с ограниченным участием |
125.24 |
9 843 |
Двухэтапный конкурс |
0.59 |
39 |
Запрос предложений |
12.11 |
10 498 |
Прочие процедуры |
1 128,85 |
182 836 |
Всего |
6 643,48 |
2 534 702 |