Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Siberian Transport University
2385 KB

Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией как государственных потребностей, так и нужд других хозяйствующих субъектов. Согласно данным исследования НАУЭТ, на 19.11.2014 г. на российском рынке государственных и корпоративных закупок работало более 295 тыс. организаций, 79% из которых – государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ, и 21% – заказчики, работающие по 223-ФЗ. Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2013 г. – 30.06.2014 г.) составил порядка 6,64 трлн руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. Количество конкурентных закупочных процедур за период составило 2 534 702 (таблица) [1].

Около 58,98% закупок на сумму 3 918,51 млрд руб. было осуществлено путем проведения электронного аукциона. В то же время, количество проведенных электронных аукционов составляет 1 514 624 процедур или 59,76% от общего количества опубликованных закупочных процедур.

В 2014 году потери государства от закупок составили 278,2 млрд руб., что на 4,78% больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения 2013г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 9,2%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном – 4,5% [1].

Состояние современной системы госзакупок в России характеризует наличие определенных сложностей и проблем, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения госзакупок, а также многочисленные нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон.

Организация системы госзакупок в стране должна строиться на трех базовых принципах: справедливость (свободный доступ участников, недопущение дискриминации); честность (открытость информации о закупках, подотчетность и соблюдение закупочных процедур); экономия и эффективность (наилучшее качество при наименьших ценах) [3].

Исходя из этого, необходимыми мероприятиями для улучшения и развития системы госзакупок должны стать:

1) создание условий для развития конкуренции в этой области, в том числе открытый свободный доступ для вхождения на рынок новых участников;

2) преодоление коррупции, открытие информации для свободного доступа к ней, унификация закупочных процедур и процедур документирования заказов [2];

3) пересмотр и выработка четких правил формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен, в пределах максимальной цены, установленной заказчиком, конкретных требований по документированию заказов;

4) разработка стандартов безопасности и защиты информации при проведении электронных торгов [3].

Важно помнить, что если речь идет о государственном заказе в условиях рыночной экономики, то свобода доступа на привлекательный, стабильный и перспективный сегмент рынка, коим является рынок государственного заказа, должны сочетаться с ответственным контролем и аудитом в целях защиты интересов участвующих сторон, поддержания долговременного сотрудничества и достижения позитивного эффекта для российской экономики.

Объём размещения заказа по способам осуществления закупки за период 01.07.2013 г. – 30.06.2014 г.

Способ закупки

Сумма начальных максимальных цен контрактов

(договоров), млрд руб.

Количество закупочных процедур

Электронный аукцион

3 918,51

1 514 624

Запрос котировок

144.27

775 632

Открытый конкурс

1 313,92

41 230

Конкурс с ограниченным участием

125.24

9 843

Двухэтапный конкурс

0.59

39

Запрос предложений

12.11

10 498

Прочие процедуры

1 128,85

182 836

Всего

6 643,48

2 534 702