Нейролингвистическое программирование (НЛП), характеризуемое как скрытое управление, было разработано в начале 70-х гг. ХХ в. американцами Д. Гриндером и Р. Бэндлером, которые обнаружили жесткую взаимосвязь между жестами, мимикой человека и структурой его речи. Эту взаимосвязь ученые назвали «кодом эффективного общения», пользуясь которым можно неявным образом управлять поведением человека. НЛП – это технологии, которые можно применять как по отношению к себе, так и по отношению к другим, очень полезны для любого, чьим оружием является Слово. Кроме того, технологии НЛП, примененные по отношению к самому себе, – это возможность выковать себя заново, определив цели и найдя адекватные средства. НЛП – это результат слияния психологии, лингвистики, математики [1]. Нейролингвистическое программирование (НЛП) все больше охватывает сферу международного бизнеса. С самого возникновения, нейролингвистическое программирование развивалось в двух направлениях:
– изучение шаблонов мастерства во всех областях человеческой деятельности;
– овладение эффективными мышлением и коммуникациями, которыми обладают выдающиеся люди [2].
Нейролингвистическое программирование – это одна из современных и активно развивающихся технологий в международном бизнесе. Она представляет собой модель описания субъективного опыта, или, иными словами, «систему координат», в которой можно описать, т.е. «смоделировать», успешные поведенческие стратегии в любой сфере человеческой деятельности. Сделки совершаются в результате взаимодействия (коммуникации), следовательно, мы можем рассмотреть бизнес не только как систему сделок, но и как систему взаимодействий (коммуникаций).
Первыми моделями, которые были созданы в НЛП, стали стратегии успешной коммуникации. Возможно, именно поэтому, долгое время НЛП позиционировали именно, как раздел психологии или даже психотерапии. Но в современных условиях, в поисках эффективного метода ведения бизнеса, все больше бизнес-тренингов стали включать в себя изучение применения техник НЛП. С помощью данных техник можно описать структуру предприятия, ее стратегию, проанализировать эффективность каждого элемента стратегии, а также Поэлементно сравнить ее с другими стратегиями управления, ранее описанными на основе работы наиболее успешных предприятий. Это не означает, что из любого предпринимателя можно сделать Билла Гейтса, однако это означает, что можно многое развить и усовершенствовать в деятельности любой организации, дав при этом в руки руководства реальный механизм для дальнейшего самостоятельного развития [2].
Успех компании зависит от того, какой уровень развития занимает ее руководитель и как часто он использует приемы психотерапии и нейролингвистического программирования в своей работе. Грамотное воздействие на аудиторию и отдельных, как звеньев одной предпринимательской цепочки – вот главное орудие развития современного бизнеса. Применяя эти орудия, у предпринимателя появляться возможность изучить стратегию конкурентов и на основе успешного управления использовать подобные техники и стратегии ведения бизнеса, что позволяет приблизиться к выходу на международные рынки.
НЛП можно рассматривать как коммуникативную культуру современного человека. Одной из моделей НЛП признана Гарвардская модель переговоров. Метод принципиальных переговоров был разработан в середине прошлого века специалистами Гарвардского переговорного проекта, среди которых о наиболее известны Р. Фишер, У. Юри и Б. Патон. Гарвардский проект предложил принципиально иной подход, основанный на принципе «win-win», предполагающим жесткий подход к предмету переговоров, но мягкий по отношению к участникам. Инструменты Гарвардского метода переговоров позволяют выявить истинные интересы сторон, создать комфортные условия обсуждения и сохранить отношения между участниками переговорного процесса, даже если при первой встрече не удалось достичь соглашения по всем желаемым пунктам [3]. С другой стороны, соблюдая рекомендации разработчиков, переговорщик формирует доверительные отношения с оппонентами и создает основу для дальнейшего взаимодействия. Гарвардский метод значительно расширяет вариативность поведения в переговорах и создает ряд неоспоримых преимуществ перед другими стратегиями, особенно в ситуациях эмоционального напряжения.