Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Siberian Transport University
2353 KB

В последние годы торгово-экономические отношения двух стран динамично развиваются. По данным главного таможенного управления КНР, по итогам 2013 года торговый оборот Китая с Россией вырос на 1,1% до 89,2 млрд долларов, а оборот российско-китайской торговли по итогам 2014 года увеличился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 95,28 млрд долларов. Как отмечается в докладе Главного таможенного управления КНР, обнародованном 13.01.2015 г., импорт российских товаров в КНР увеличился в 2014 году на 4,9% – до 41,6 млрд долл. При этом китайский экспорт в РФ вырос на 8,2%, составив 53,68 млрд долл. Как полагает заместитель директора Института финансовых исследований при Банке Китая Цзун Лян, «несмотря на ослабление валютного курса рубля, российско-китайская торговля в 2014 году сохранила положительную динамику» [1].

Лидеры России и Китая выражают уверенность в том, что к 2015 году страны способны довести товарооборот по меньшей мере до 100 млрд долларов, а к 2020 году – удвоить эту цифру [2].

По данным минэкономразвития КНР, Китай занимает 1-е место среди торговых партнеров России, а Россия среди партнеров Китая находится на 9-м месте по объему товарооборота. Ранее директор департамента Европы и Центральной Азии минэкономразвития КНР Линь Цзи говорил ТАСС, что 80% товарооборота между странами составляют сырьевые товары – нефть, руда, лес. По его словам, Пекин видит перспективы увеличения качества двусторонней торговли с Россией в авиационной отрасли, сфере космоса, других высокотехнологичных областях [1].

Сложившаяся товарная структура торговли зависит от колебаний цен на основные товары. В этих условиях снижение цен на углеводороды становится серьезным препятствием на пути развития двусторонней торговли. Конечно, потребность Китая в импорте энергоресурсов в перспективе будет сохраняться. Китай и Россия, будучи крупнейшими в мире потребителями и производителями энергоресурсов, имеют большую взаимодополняемость в энергетической сфере. Сотрудничество двух стран способствует диверсификации и экспорта российских энергоносителей, и импорта энергоресурсов в Китай, оно является взаимовыгодным как по характеру, так и по результатам. Основной задачей на китайском направлении должна стать активизация работы по продвижению российских машин и оборудования.

Сейчас на разных стадиях обсуждения находится огромное количество энергетических и инфраструктурных сделок. Стоит упомянуть о переговорах по различным проектам в сфере атомных технологий и по внедрению в России китайской платежной системы China Union Pay. China UnionPay (CUP), китайская национальная платежная система. Еще недавно она была малоизвестной, без каких-либо преимуществ и перспектив своего развития в России. Но времена меняются и сейчас, в свете последних политических событий, у UnionPay появился шанс занять ведущие позиции на банковском рынке РФ.

С 2002 года карты UnionPay выпускаются в Китае, с того времени они имеют свободное хождение не только в этой стране, но и примерно в 120 других государствах. В 2007 году карты CUP появились в РФ. Но обслуживались они банкоматами и POS-терминалами максимум 5 российских банков, причем пополнять карту было нельзя, только снимать наличные или оплачивать услуги. Но осенью 2013 года платежная система получила лицензию Центробанка России и у UnionPay открылись новые перспективы. В ее планах значится стать локальной российской платежной системой, добиться обслуживания своих карт в 50% банкоматов банков РФ. Также CUP высказало желание стать акционером проекта Универсальной Электронной Карты, принять участие в его развитии совместно со Сбербанком.

Создание и развитие между Китаем и Россией отношений всестороннего, долгосрочного, стабильного и взаимовыгодного стратегического партнерства в области энергетики весьма важны как с точки зрения стимулирования социально-экономического развития в обеих странах, так и в плане наполнения двустороннего практического сотрудничества новым содержанием и повышения уровня китайско-российского стратегического партнерства в целом.