В середине ноября 2014 года все внимание было приковано к саммиту «Большой двадцатки» в Австралии, от которого, казалось бы, стоило ожидать неких «прорывных» решений, способных улучшить мировую экономику. В группу двадцати (G20) входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский Союз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Африка, Южная Корея и Япония [1].
Традиционно встречи «большой двадцатки» считаются форумом для консультаций и договорённостей о сотрудничестве в вопросах, относящихся к международной финансовой системе. Однако нынешний, девятый саммит в Австралии, как и все состоявшиеся в 2014 году встречи глав ведущих мировых держав, проходят под знаком одной проблемы: опасности нового противостояния Запада и Востока, новой холодной войны, всё ближе к которой приближает мир конфликт между Россией и Западом в Украине [2]. Вашингтонский Институт Брукингса опубликовал исследование, посвященное позиции каждой из стран–участниц G-20 по основным вопросам: действия Москвы в украинском кризисе, сдерживание лихорадки Эбола, бои против «Исламского государства», политика Пекина в Южно-Китайском море, ядерная программа Ирана, и изменение мирового климата [3].
Институт подтвердил, что тема Украины оказалась самым спорным вопросом внутри G-20. Согласно заключению института, схожую с Россией позицию проявили Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и Аргентина. Нейтралитет, по мнению экспертов, сохранили Индонезия, Мексика, Южная Корея, Саудовская Аравия и Турция. «Участники G20 предсказуемо разделились на несколько групп по поводу России. США и их союзники (за исключением Турции) выступили против, остальные, такие как БРИКС и страны Латинской Америки, поддержали или остались нейтральны», – пишут исследователи [3].
Главным итогом саммита «двадцатки» стало окончательное становление Китая как мировой сверхдержавы. На саммите G20 Си Цзиньпин подписал с Обамой новое визовое соглашение. Теперь китайцы смогут получать 10-летнюю многократную визу для въезда в США. Это привлечет в США миллионы новых туристов и покупателей собственности, уничтожит коррупционный визовый бизнес в Китае [4]. Кроме этого, Си Цзиньпин подписал с премьером Австралии Тони Эбботом беспрецедентного размаха соглашение о свободной торговле. Де-факто соглашение полностью открывает китайский рынок для австралийских товаров, любых – от молочной и винодельческой продукции до здравоохранения и образования, отменяя в течение четырех лет и без того невысокие пошлины, а в обмен китайцы получают более широкие возможности для инвестиций в Австралию. Одновременно с визовым соглашением со Штатами и торговыми соглашениями с Австралией и Южной Кореей Китай объявил о «плане Маршалла» для всей Средней Азии – о плане восстановления Великого шелкового пути под девизом «один пояс, одна дорога». Первоначальный капитал созданного фонда составил 40 млрд долларов. Китай объявил о создании Asian Infrastructure Investment Bank со штаб-квартирой в Пекине, который будет финансировать строительство, став в Азии альтернативой Мировому банку и МВФ.
Прошла очередная встреча лидеров БРИКС, по итогам которой «на полях» саммита G-20 было отмечено, что они разочарованы невыполнением реформы МВФ и предлагают обсудить последующие шаги, если США не ратифицируют реформы до конца 2014 года. На самом деле, эти шаги со стороны БРИКС уже осуществляются, и о них довольно ясно сказал российский президент на встрече со своими коллегами по данной организации: «…Хотел бы отметить, что успешно выполняются решения по созданию в БРИКС собственных финансовых институтов… Завершается формирование учрежденных на саммите в Форталезе Банка развития и Пула условных валютных резервов. Суммарный объем – 200 млрд долларов. Таким образом, у нас появятся общие механизмы, способные стабилизировать национальные рынки капитала в случае кризисных ситуаций в глобальной экономике» [5].
Иными словами, если существующую систему нельзя исправить, надо создать новую. Сейчас, на фоне глобального противостояния, ставящего мир на грань катастрофы и Третьей мировой войны, закладываются основы формирования нового миропорядка, основанного на взаимном уважении суверенных прав и интересов.