Концепция формирования национальных (государственных) инновационных систем (НИС) получила свое развитие в 80–90-х гг. прошлого века. Основными разработчиками концепции национальных инновационных систем (НИС) стали К. Фримен (1987) [1], Б. Лундвалл (1992) [2], Р. Нельсон (1993) [3]. Авторы концепции НИС отвели важную роль процессам обучения и накопления знания, особо уделяя внимание их институциональному аспекту (т.е. организациям, принципам и формам, в которых происходят эти процессы) и непосредственному влиянию институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.
Национальная инновационная система, по мнению К. Фримена, является системообразующим механизмом, лежащим в основе результативности инноваций [1]. Первоначальная трактовка национальной инновационной системы делала акцент на науке и технологиях, как основных факторах, определяющих среду, в которой действуют предприятия. Согласно другому, более позднему, подходу, национальная инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление (поддержку в осуществлении) инновационной деятельности. К концу 1990-х годов концепция НИС пополнилась утверждениями о том, во-первых, что НИС включает в себя различные элементы социально-экономической системы, и, во-вторых, что уровень развития инноваций определяется национальными особенностями социоисторического развития страны [4].
В настоящее время под национальной инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы. Существующие на сегодняшний день национальные инновационные системы различных стран (США, Японии, большинства стран — членах ЕС) существенно отличаются друг от друга (таблица) [5].
Основные направления развития НИС в мире
Направление НИС |
Специфика |
Страны |
Оптимизация структуры национальной инновационной системы |
Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций |
Япония, Норвегия, Индия, Чили |
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы |
США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия |
|
Развитие фундаментальных исследований |
Великобритания, Швеция, Словения |
|
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны |
Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций |
США, Финляндия |
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала |
Израиль, Финляндия |
|
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу |
Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль |
|
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора |
Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания |
|
Интеграция в международные инновационные сети |
Комплексная интеграция |
Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай |
Технологическая специализация |
Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия |
|
Налаживание внутренних инновационных сетей |
Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере |
США, Норвегия, Ирландия |
Стимулирование инициативы национальных регионов |
Франция, Германия, Финляндия |
|
Формирование национальной инновационной системы |
Реструктуризация госсектора науки |
Болгария, Польша, Литва |
Инициирование интеграции науки и образования |
Латвия, Эстония, Чехия |
|
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу |
Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили |
|
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий |
Чехия, Румыния, Чили, Турция |
Таким образом, обобщающим результатом интенсификации инновационных коммуникаций стало формирование НИС – самовоспроизводящихся комплексов отношений между экономическими акторами по поводу генерации, распространения и использования нововведений, что вызывает необходимость существенных модификаций в механизмах регулирования научно-инновационного пространства.