Электроэнергетика России представляет собой сложный производственный комплекс, который включает в себя объекты генерации, транспортировки и передачи электроэнергии. Россия в настоящее время является третьим по величине производителем электроэнергии в мире после США и Китая, а по величине установленных генерирующих мощностей на четвертом месте, но по прогнозу МЭА к 2030 г. она переместится соответственно на четвертое и пятое места [1]. Последние два десятилетия электроэнергетика Российской Федерации сильно отстала от уровня технологического развития энергетики передовых стран, следствием чего является снижение ее конкурентоспособности и эффективности, а также стоимости российских электроэнергетических компаний на рынке.
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Средней Волки, Центра, Урала, Юга и Северо-запада. Эти системы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи, напряжение которых 220–500 кВ и выше, работающие параллельно. В основу производственного потенциала российской электроэнергетики входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт. Доля тепловых электростанций (ТЭС) составляет 68,4%, атомных электростанций (АЭС) – 10,7%, гидравлических станций (ГЭС) – 20% [2].
Устойчивое функционирование электроэнергетического комплекса непосредственно зависит от эффективности использования энергоресурсов. Низкая эффективность использования энергоресурсов и износ основных фондов влечет за собой энергоемкость российской экономики, которая в 3,5–6 раз выше аналогичных показателей экономически развитых стран. Прежде всего, для повышения эффективности использования энергетических ресурсов необходимы системные контроль и управление в процессе производства, передачи, распределения и сбыта – то есть фактически осуществлять комплексное управление производством и сбытом, интегрировав их в единую систему [3]. Основной целью государственной экономической политики для топливно-энергетического комплекса является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения как основы обеспечения энергетической безопасности страны и регионов, определяемой возможностью производителей электроэнергии обеспечить энергоресурсами потребителей в соответствии с их потребностью [3]. На данный момент сформирована Энергетическая стратегия на период до 2030 года [4]. Объем финансирования Программы на период до 2030 г. cоставляет в ценах 2010 г. 17,6 трлн руб. Главными направлениями настоящей стратегии являются: переход на путь инновационного и энергоэффективного развития; изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов; создание конкурентной рыночной среды; интеграция в мировую энергетическую систему. Реализацию государственной энергетической политики предусмотрено осуществить в 3 этапа. Главной задачей первого этапа является преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике. Второй этап обуславливается переходом к инновационному развитию и формированию новой экономики. Основной задачей второго этапа стоит общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Третий же этап является этапом развития инновационной экономики. В соответствии с этим, основное внимание будет уделяться абсолютно новым технологическим возможностям с использованием традиционных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного, основными направлениями функционирования и развития электроэнергетической системы России для обеспечения энергетической безопасности и экономической устойчивости электроэнергетического комплекса должны стать: использование потенциала энергосбережения и повышение эффективности использования электрической энергии для всех категорий потребителей; широкомасштабное использование возобновляемых источников энергии; инновационная и децентрализованная энергетика [3]. Решение этой проблемы нельзя рассматривать как что-то конкретное – оно должно быть экосистемным, учитывать баланс и движение всех ресурсов: материальных, природных, трудовых, энергетических и информационных. Кроме того, оно должно учитывать динамику развития экономики с учетом миграционных процессов и планов развития социально-экономических структур. Его цель – достижение сбалансированности и минимизации расходования всех ресурсов.