Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Siberian Transport University
2962 KB

За последние 10 лет авиационный рынок России претерпел значительные изменения. Сегодня около 98% всех перевозок приходится на воздушные суда (ВС) западного производства. Естественно так же кардинально изменился и рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов. Для поддержания летной годности авиатехники в соответствии с авиационным законодательством и требованиями производителей, необходимо регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. Различают «легкие» и «тяжелые» формы периодического ТОиР. К «легким» формам относятся ежедневный (daily), A- и B-check. «Тяжелые» формы – С- и D-check требуют ТОиР в специально оборудованном ангаре, при этом самолет на время выполнения работ выводится из расписания [2].

Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2805 воздушных судов, в числе которых 688 магистральных и 298 региональных пассажирских самолетов, 134 грузовых самолета, 1124 вертолета. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 67%. Количество воздушных судов западного производства превышает 800 единиц, из них 68% – это узкофюзеляжные воздушные суда, 15% – широкофюзеляжные суда, оставшиеся 17% – региональные воздушные суда (рис. 1).

При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется удвоение объемов авиаперевозок в ближайшие 10 лет. При этом к 2032 году пассажирооборот может вырасти в 3,4–4,5 раза по сравнению с 2012 годом, а грузооборот – в 2,7–4,9 раза (рис. 2).

kur1.tif

Рис. 1. Динамика действующего коммерческого парка ВС

kur2.tif

Рис. 2. Долгосрочный прогноз объемов авиаперевозок

Фактически, сегодня только одна организация, АТБ Домодедово, способна выполнять все виды ТОиР на остающихся в операциях судах советского/российского производства. Рынок ТОиР воздушных судов западного производства в России очень молод, ему фактически менее 10 лет, т.к. массовая замена парка началась только в 2005–2006 гг. Однако, в денежном выражении рынок ТОиР уже заметен и составляет по оценке Холдинга Инжиниринг 1,8 млрд долл. в год. Характерными для ТОиР сегментами являются: периодическое и оперативное обслуживание, выполнение модификаций, ремонт компонентов и двигателей. Спрос в сегменте ремонта двигателей имеет объем около 650 миллионов долларов, но не имеет предложения на территории России. Спрос в сегменте ремонта компонентов составляет более 390 миллионов долларов, но более 95% услуг выполняется за рубежом. Оказание услуг в сегменте периодического технического обслуживания наиболее развиты в России и в сумме составляют 590 миллионов долларов [1].

Сегодня в РФ и СНГ по данным EASA 30 компаний имеют сертификат PART-145, это, главным образом, авиакомпании или технические провайдеры, аффилированные с авиакомпаниями. Количество участников рынка говорит о том, что рынок ТОиР воздушных судов в Российской Федерации и СНГ очень конкурентен, особенно в сегментах линейного и базового ТОиР воздушных судов, и в краткосрочной перспективе данная конкуренция будет только усиливаться.