Экономика Дальнего Востока России в силу исторических и геополитических причин основана на развитии транспортного комплекса, в котором доминирующую роль играет морской транспорт [1]. Развитие портов мы рассматриваем как важную составляющую развития всей экономики страны, а также как индикатор, характеризующий это развитие. Статистика говорит, что за последние 5 лет рост грузооборота портов в среднем по России устойчиво составлял около 5%, а портов Дальнего Востока около 7%. По итогам 2013 года производственная мощность российских портов составила 876,2 млн тонн, что в 1,5 раза больше чем в 2007 году. Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощность российских портов согласно базовому варианту вырастет до 1400,7 млн тонн в год а, согласно экспертному варианту до 1659,3 млн тонн в год (рис. 1) [3].
Рост перевалочных мощностей портов способствует росту перевалки грузов, но темпы прироста грузооборота не успевают за темпами прироста перегрузочных комплексов, что способствует снижению процента загрузки портов (рис. 2).
В 2014 году грузооборот морских портов России увеличился на 4,9%, составив 618,8 млн тонн, сообщает Росморречфлот. При этом объем перевалки сухих грузов вырос на 12% до 288,3 млн тонн (+ 12,5%), наливных грузов, напротив, уменьшился на 0,9%, составив 330,5 млн тонн.
Крупнейшими универсальными портами являются: Восточный, Ванино, Владивосток и Находка. При этом два последних имеют существенные ограничения по развитию мощностей, связанные с расположением портов в границах городов (таблица) [4].
Рис. 1. Состояние мощностей морских портов России на 01.10.2014
Рис. 2. Динамики загрузки перегрузочных мощностей морских портов России
Грузооборот морских портов Дальнего Востока в 2013 г.
Морские порты ДВ |
2013 г., млн т. |
в процентах к 2012 г.,% |
Восточный |
48,3 |
13,5% |
Ванино |
23,8 |
16,8% |
Владивосток |
14,5 |
10,0% |
Находка |
18,4 |
8,1% |
Пригородное |
16,3 |
-0,8% |
Де-Кастри |
7,0 |
-4,9% |
Посьет |
5,6 |
-3,0% |
Всего Дальневосточный бассейн |
144,8 |
7,8% |
в том числе сухих |
83,4 |
6,1% |
Наливных |
61,4 |
10,1% |
Для сравнения можно проанализировать итоги функционирования порта города Циндао в КНР. Являясь 8ым по величине контейнерным портом в мире, он совершает 1450 млн тон грузооборота на 2013. Цифры, безусловно, резко отличающиеся от цифр портов Дальнего Востока.
«Мероприятия по развитию инфраструктуры в 2014 г. проводились в морских портах Сабетта, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Калининград, Тамань, Темрюк, Новороссийск, Оля, Восточный, Петропавловск-Камчатский», – отмечается в сообщении Федерального агентства морского и речного транспорта. Портовые мощности Российской Федерации в прошлом году увеличились на 22,5 млн тонн [2].
В текущих условиях для регионов Дальнего Востока характерна формула: чем больше регионального развития транспорта, тем больше возможностей инновационного развития экономики. Таким образом, развитие портов – это обеспечение территориального развития Дальнего Востока.