Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Siberian Transport University
2813 KB

Экономика Дальнего Востока России в силу исторических и геополитических причин основана на развитии транспортного комплекса, в котором доминирующую роль играет морской транспорт [1]. Развитие портов мы рассматриваем как важную составляющую развития всей экономики страны, а также как индикатор, характеризующий это развитие. Статистика говорит, что за последние 5 лет рост грузооборота портов в среднем по России устойчиво составлял около 5%, а портов Дальнего Востока около 7%. По итогам 2013 года производственная мощность российских портов составила 876,2 млн тонн, что в 1,5 раза больше чем в 2007 году. Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощность российских портов согласно базовому варианту вырастет до 1400,7 млн тонн в год а, согласно экспертному варианту до 1659,3 млн тонн в год (рис. 1) [3].

Рост перевалочных мощностей портов способствует росту перевалки грузов, но темпы прироста грузооборота не успевают за темпами прироста перегрузочных комплексов, что способствует снижению процента загрузки портов (рис. 2).

В 2014 году грузооборот морских портов России увеличился на 4,9%, составив 618,8 млн тонн, сообщает Росморречфлот. При этом объем перевалки сухих грузов вырос на 12% до 288,3 млн тонн (+ 12,5%), наливных грузов, напротив, уменьшился на 0,9%, составив 330,5 млн тонн.

Крупнейшими универсальными портами являются: Восточный, Ванино, Владивосток и Находка. При этом два последних имеют существенные ограничения по развитию мощностей, связанные с расположением портов в границах городов (таблица) [4].

kir1.tif

Рис. 1. Состояние мощностей морских портов России на 01.10.2014

kir2.tif

Рис. 2. Динамики загрузки перегрузочных мощностей морских портов России

Грузооборот морских портов Дальнего Востока в 2013 г.

Морские порты ДВ

2013 г., млн т.

в процентах к 2012 г.,%

Восточный

48,3

13,5%

Ванино

23,8

16,8%

Владивосток

14,5

10,0%

Находка

18,4

8,1%

Пригородное

16,3

-0,8%

Де-Кастри

7,0

-4,9%

Посьет

5,6

-3,0%

Всего Дальневосточный бассейн

144,8

7,8%

в том числе сухих

83,4

6,1%

Наливных

61,4

10,1%

Для сравнения можно проанализировать итоги функционирования порта города Циндао в КНР. Являясь 8ым по величине контейнерным портом в мире, он совершает 1450 млн тон грузооборота на 2013. Цифры, безусловно, резко отличающиеся от цифр портов Дальнего Востока.

«Мероприятия по развитию инфраструктуры в 2014 г. проводились в морских портах Сабетта, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Калининград, Тамань, Темрюк, Новороссийск, Оля, Восточный, Петропавловск-Камчатский», – отмечается в сообщении Федерального агентства морского и речного транспорта. Портовые мощности Российской Федерации в прошлом году увеличились на 22,5 млн тонн [2].

В текущих условиях для регионов Дальнего Востока характерна формула: чем больше регионального развития транспорта, тем больше возможностей инновационного развития экономики. Таким образом, развитие портов – это обеспечение территориального развития Дальнего Востока.