Развитие в России рыночных отношений, сопровождающихся дерегулированием и децентрализацией экономики, расширением экономических связей и самостоятельности хозяйствующих субъектов, усилением противоречий и конкуренции между отдельными видами транспорта, углублением диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов страны, требуют применения принципиально новых подходов к решению национальных и региональных проблем развития транспорта, в основе которых заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность формирования интегрированных логистических транспортно-распределительных систем, как на региональном, так и на межрегиональном и транснациональном уровнях [1].
Современная рыночная маркетинговая стратегия, которой следует большинство работающих на рынке предприятий, исходит из предположения о том, что в принципе не существует видов деятельности или услуг, «не свойственных» предприятию при обслуживании клиентуры. Мировая и российская практика показывают, что потребности грузовладельцев всё реже ограничиваются простой необходимостью доставки партии груза из одного пункта в другой. Клиент заинтересован в выполнении таких дополнительных услуг, как погрузка и выгрузка, упаковка, временное хранение груза, оформление документации и т. д. При доставке груза на дальние расстояния в междугородном и международном сообщениях часто требуются информирование получателя о местонахождении и предполагаемом времени прибытия груза, выполнение расчетов с получателем от имени отправителя, таможенные операции и т.д. В последние три года транспортно-логистический рынок России активно рос темпами более 19% ежегодно, причем максимальный темп роста показал сегмент экспедирования грузов [2].
Необходимо различает транспортно-экспедиционную и транспортно-экспедиторскую деятельность. Последняя, по нашему мнению, предполагает необходимость сопровождения груза экспедитором, то есть лицом ответственным за сохранность груза. Экспедиторская деятельность используется в основном на автомобильном транспорте при перевозках опасных и особо ценных грузов. Транспортно-экспедиционная деятельность рассматривается как комплексное обслуживание клиентов в процессе грузоперевозок, включая и транспортное экспедирование.
Основные направления осуществления транспортного сервиса
Направление транспортного сервиса |
Характеристика |
1. Сервис, предшествующий процессу транспортировки |
Забор груза у отправителя. Подготовка необходимых транспортных документов. Оказание при необходимости услуг по таможенному оформлению. Консолидация мелких отправок груза, с целью снижения затрат на транспортировку. Упаковка груза в соответствие с принятыми стандартами фирмы-перевозчика. Осуществление погрузочных работ при необходимости хранение груза. Страхование груза. |
2. Сервис, сопровождающий процесс транспортировки |
Контроль за осуществлением транспортировки. Координация действий, вовлеченных в процесс транспортировки груза. Мониторинг движения груза с целью предотвращения неблагоприятных ситуаций. |
3. Сервис, завершающий процесс транспортировки |
Уведомление грузополучателя/грузоотправителя о прибытие груза. При необходимости оказание услуг по таможенному оформлению груза. Осуществление разгрузочных работ. Проверка состояния и уровня сохранности груза. Доставка груза получателю. |
К числу задач, решаемых транспортно-экспедиционными компаниями можно отнести предоставление сервиса, который имеет свои отличительные особенности, связанные с организацией доставки грузов [3]. На наш взгляд, можно выделить три основных направления транспортного сервиса в деятельности компаний, осуществляющих доставку грузов (таблица).
В целом, оценивая перспективы российского рынка транспортно-экспедиционного обслуживания, можно сделать вывод о его большой потенциальной ёмкости, реализации которой препятствуют:
– старение и несовершенство транспортной инфраструктуры;
– высокая степень износа подвижного состава всех видов транспорта;
– незавершённость структурных преобразований в сфере транспорта;
– пробелы в имеющейся нормативно-правовой базе, несогласованность инструментов регулирования рынка [3].
В результате отечественные предприятия ТЭО проигрывают своим зарубежным конкурентам.