В современных условиях защита экономико-политических интересов России на международной арене, а также необходимость обеспечения благоприятной внешней среды для развития национальной экономики предполагают диверсификацию внешнеэкономической стратегии страны. Она должна учитывать посткризисную реальность, изменение сфер влияния основных игроков на мировой политической и экономической арене и задачи, стоящие перед Россией в рамках перспектив ее социально-экономического развития. Именно поэтому Китай, являясь стратегическим партнером России, должен рассматриваться не только как потребитель, нуждающийся в ряде товаров и услуг (в том числе продукции топливно-энергетического комплекса), являющихся зоной конкурентных преимуществ России, но и как важный источник коренной модернизации российской экономики [1].
Ключевым вопросом российско-китайских отношений остается торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество. Главы России и Китая договорились об усилении экономического партнерства в таких сферах, как энергетика и информационные технологии. Например, действия по совместной прокладке трубопроводов будут ускорены. В мае договор о поставках природного газа составил на общую сумму в 400 миллиардов долларов в Китай. Также китайская компания Huawei будет оказывать технологическое содействие и заниматься обеспечением инфраструктуры и поставки терминалов, так как в области развития мобильной телекоммуникации следующего поколения Россия идет с опозданием [2].
Особое значение нужно уделить соглашению о «валютном свопе», к которому пришли обе стороны во время визита премьера Ли Кэцяна в Россию 16 октября 2014 года, что является одним из мер по экономическому сотрудничеству России и Китая. Срок данного соглашения три года, объем достигает 150 миллиардов юаней. Помимо заключения соглашения о «валютном свопе» между Центробанками обеих стран, которое позволяет в случае экстренных ситуации на валютном рынке взаимно обменивать валюты своих стран, так же продвигается финансовое и технологическое сотрудничество, особенно в сферах строительство железных дорог, информационные технологии и энергетика. В начале 2015 года Россия и Китая согласуют программы исследования космоса.
Можно выделить следующие перспективные сферы российско-китайского экономического сотрудничества [3].
1. Стимулирование взаимных экономических проектов и торговли в целом, устранение перекосов во взаимной торговле, увеличение в российском экспорте в КНР доли машинно-технической и наукоемкой продукции.
2. Строительство нефтепровода из Восточной Сибири в Китай при соблюдении российских интересов.
3. Сотрудничество в области атомной энергетики, а также энергетики на возобновляемых источниках.
4. Участие китайских компаний в развитии инфраструктуры и обрабатывающей промышленности на российском Дальнем Востоке.
5. Координация позиций России и Китая относительно мер по преодолению новой волны мирового кризиса.
6. Осуществление совместных проектов в области разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
7. Сотрудничество в области высоких технологий, в том числе разработка военных самолетов, навигационных систем, исследования космоса.
8. Совершенствование механизмов взаимных расчётов в рублях и юанях.
9. Совершенствование механизмов сотрудничества в области защиты экологии.
Экономический потенциал российско-китайских отношений значительно выше уровня нынешнего их состояния. Многие исследователи отмечают, что политические отношения между Россией и Китаем намного опережают экономические. Российско-китайские отношения строятся на развитой правовой основе, заключено множество соглашений, достигнуты договоренности практически во всех сферах соприкосновения России и Китая.