Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Peoples friendship university of Russia
2570 KB

«Изучение экономической теории должно

привить молодым людям ощущение

ответственности за судьбу своей страны»

Н. Грегори Мэнкью

В.В. Путин в послании Федеральному Собранию 2013 признал, что причиной замедления роста и развития российской экономики является не негативное воздействие извне, а скорее внутреннее несовершенство системы. Среди обозначенных проблем: невысокая производительность труда, недостатки в системах образования (как среднего, так высшего и профессионального), отсутствие мотивации к повышению квалификации и рабочей миграции внутри страны (низкий уровень з/п, слабое развитие социальных программ поддержки, нехватка информации по доступным вакансиям, ложные моральные ценности и т.д.). Не подлежит сомнению тот факт, что решение каждой отдельно взятой проблемы жизненно важно для российской экономики, однако не менее важным является осознание взаимодействия и взаимовлияния всех вышеупомянутых трудностей.

Комплекс под названием «человеческий капитал» объединяет в себе все факторы общественного и экономического прогресса и является сегодня едва ли не главным ресурсом, необходимым для подъема экономики. По словам В. Мау, именно человеческий капитал выступает несомненным приоритетом социально-экономической политики государства.

Экономическая теория человеческого капитала, начало которой было положено еще в 17–18 веках, позволяет объяснить такие, казалось бы, разноплановые и независимые явления как: вклад образования и моральных ценностей человека в экономический рост; передача экономического неравенства из поколения в поколение; как развитие социальных секторов может дать толчок для развития экономики в целом и многое другое.

Определение понятия «человеческий капитал» (несколько подходов)

Идея исследования человеческого капитала зародилась еще в XVII–XVIII в. в умах тогдашних представителей классической школы английской политэкономии – У. Петти и А. Смита. Известный статистик и экономист, Петти, впервые предпринял попытку количественной оценки производственных способностей человека (их роли в создании богатства). Им было отмечено, что слава правителя государства основывается на численности, искусности и трудолюбии народа. Например, в своем труде «Политическая арифметика» У. Петти приводит крайне интересный факт: ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Тем самым можно сделать вывод, что в его понимании, человеческий капитал (1) – «зависимость богатства общества от характера занятий людей и их способности к труду»[1]. Позже, в XVIII в. А. Смит продолжил развитие идеи Петти. Он также видел взаимосвязь между созданием богатства и навыками и способностями работников. Именно повышение ловкости и умений работников он ставил выше чем развитие и усовершенствование машин и оборудования. Основываясь на главном произведении Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно вывести определение человеческого капитала (2) как – производительные способности человека[2].

Необходимо подчеркнуть, что формирование и развитие теории человеческого капитала происходило в основном в рамках неоклассической школы политэкономии. В конце 50–60-х годов XX в., ввиду возрастания влияние человеческого фактора в условиях НТР данное понятие обрело научный статус, сформировало и легло в основу новой экономической концепции человеческого капитала. Концепцию разрабатывали представители неоклассического направления западной политэкономии, такие как: Т. Шульц и Г. Беккер (удостоены Нобелевской премии), Дж. Минцер и др. Человеческий капитал (3) – комплексное сочетание врожденных талантов и способностей человека и навыков и знаний, которые он приобретает путем образования и подготовки. (Здоровье также иногда включается)[3].

Существует подход так называемого «делового мира», который принял понятие человеческого капитала и определил его более узко: человеческий каптал(4) – навыки и таланты рабочей силы, имеющие непосредственное отношение к успеху предприятия или конкретной отрасли[4]. Немного отличную трактовку идей западных неоклассиков мы видим в работах Р. И. Капелюшникова (научный сотрудник Института мировой экономики и МО РАН): человеческий капитал(5) – запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях. Он – человеческий, потому что воплощен в личности человека, он – капитал, потому что является источником будущих доходов, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе»[5]. В научном исследовании Р.И. Капелюникова цитируется также еще одно понимания термина человеческий капитал(6), предложенное недавно экспертами ОЭСР – это «знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях, которые позволяют им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние»[6].

И, наконец, в качестве крайнего определения термина человеческий капитал можно упомянуть подход к этому вопросу марксистской экономической школы во главе с ее идеологом К. Марксом, Германия, XIX в. Маркс рассматривал «производство человека» (потребительное производств), т.е. человеческого капитала, как второй вид общественного производства. В процессе данного вида производства рабочая сила наряду с воспроизводством, также и непрерывно развивается и совершенствуется. Человеческий капитал (7) по Марксу – развитая рабочая сила, способная к квалифицированному труду; «искусство» рабочего, накопленные созидательные и умственные способности рабочего[7].

Обобщая вышеупомянутые точки зрения на проблему, можно сказать, что человеческий капитал – это совокупность физических, умственных, предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, талант, мотивация используемые в производстве товаров и услуг, обеспечивающие получение дохода в будущем и служащие двигателем экономического развития общества и увеличения его богатства (благосостояния).

Содержание и классификация человеческого капитала

Человеческий капитал – понятие очень многогранное, неоднозначное и постоянно меняющееся. Это и обуславливает разницу в подходах к определению его содержания и классификации. Например, как и любой капитал, человеческий также проходит несколько этапов в своем жизненном цикле. Это: формирование, развитие, накопление, сохранение и использование. В данном исследовании, содержание человеческого капитала представлено через ряд факторов, оказывающих влияние на указанные стадии жизненного цикла человеческого капитала. Факторы делятся на[8]:

● Биологический

Способности, особенности человека – физические и моральные – приобретенные им с рождения, и которые он может использовать в процессе производства (пол, рост, вес, характер и т.д.).

Практически не подвергается воздействию.

● Фактор здоровья

Физическое и психологическое состояние человека, его способность участвовать в хозяйственном производстве. Способствует продлению и улучшению трудоспособности рабочего, воздействует на отдачу от капитала и срок его полной амортизации.

Возможет систематический контроль, поддержание и улучшение здоровья.

● Социальный фактор

Совокупность свойств, которые присущи человеку как субъекту социальных отношений (раса, страна происхождения, национальность, принадлежность к определенной социальной группе…).

Важную роль играет система образования, а также уровень развития системы услуг.

● Экономический фактор

– Рынок труда (спрос и предложение на рынке труда, сегментация рынка)

– Система заработной платы

– Мобильность рабочей силы

Тем самым, более четко можно выделить в содержании человеческого капитала: сумму врожденных способностей (талант), общее и специальное образование (способности и знания), приобретенный профессиональный опыт (информация), творческий потенциал, морально-психологическое (СМИ) и физическое здоровье (здравоохранение), мотивы деятельности, миграцию, социализацию (быт, социальный слой) и индивидуальные особенности человека (характер, культура, воспитание, круг интересов).

Культурно-нравственный капитал российского общества на примере деятельности СМИ (отдельный аспект – анализ развития, отдачи и влияния одного из видов капитала)

Не так важно образование, как обучение – процесс, который продолжается всю жизнь. Процесс этот приводит к увеличению активов человека, его потенциала (как умственного, так и физического), к стремлению к самореализации, четкому выстраиванию приоритетов и определению своих жизненных ценностей. Получение основного общего образования, согласно Конституции РФ (статья 43) является обязательным[9], а вот принудить нас к дальнейшему постоянному самообучению не в силах пока не один законодательный акт. Поэтому, лишь благодаря собственной мотивации и заинтересованности, своим амбициям и планам мы можем самостоятельно продолжать инвестировать в свой человеческий капитал.

«Не хочу учиться, хочу жениться!» – фраза, ставшая нарицательной, как нельзя лучше описывает современное отношение к жизни не только российской молодежи, но и граждан самых разных возрастных категорий. В обществе «квалифицированных потребителей»[10] квалификация, как и культура, очень сомнительна – никто не хочет производить, создавать, придумывать, все желают лишь потреблять. Потребности, как известно, безграничны, поэтому потреблять хотят много, все самое лучшее и при этом отдавать за потребляемые блага очень малые суммы. Мнимая уверенность в том, что товары никогда не закончатся, как собственно и ресурсы, из которых они производятся; отсутствие значимых жизненных целей (помимо материальных: высокая з/п, дорогая машина и т.д.); нежелание задуматься об экологических проблемах страны или хотя бы своего города – все перечисленные особенности российского общества и формируют на сегодняшних день его культурно-нравственный капитал.

К сожалению, напрашивается лишь одна характеристика данного капитала – отрицательный, другими словами разрушительный. Отдачу от инвестиций он вряд ли принесет, ввиду того, что увеличение заработный платы учителям или создание более комфортных условий для учебы не повлечет за собой желание студента на получение знаний. Увеличение финансирования секторов человеческого капитала является далеко не самым важным шагом на пути превращения капитала в положительный (созидательный).

Проблему отсутствия мотивации и апатии надо рубить на корню, а чтобы найти корень нужно обратиться к анализу деятельности СМИ в России и к последствиям этой деятельности.

«Для деформирования организма следует разрушить его духовную субстанцию, тогда материальная составляющая распадется самостоятельно»[11]. Культурно-нравственный человеческий капитал российского общества сегодня подвергается постоянной атаке со стороны различных источников информации: телевидение, радио, печатные издания, Интернет, кинотеатры и т.д. У каждой из таких структур есть множество маленьких команд под разными названиями (НТВ, Россия1…; Радио-Свобода, Маяк…; www.vkontakte.ru, www.livejournal.ru,…) со своими отдельными руководителями, которые как раз и осуществляют инвестиции в культурно-нравственный капитал. Однако, несмотря на свободу слова, закрепленную в Конституции России (статья 29)[12], а также свободу массовой информации и запрет цензуры – в современном российском обществе работа большинства средств массовой информаци, подчинена определенным правилам и условиям, которые диктуются либо непосредственными руководителями, либо финансируются (и опять-таки диктуются) из-за рубежа. Естественно, каждый преследует свои собственные интересы. А вот личные или национальные (интересы иностранные государства) – это уже другой вопрос. Таким образом, получается, что не только государство и граждане России инвестируют в развитие культурно-нравственного капитала страны, но присутствуют также средства зарубежных инвесторов, чьи цели отличаются от национальных интересов и целей России.

Отдачу от такого «иностранного инвестирования» в наш человеческий капитал мы можем видеть уже на сегодняшний день. Те, кто разрабатывал теорию «информационных войн» уже очень давно пришли к такому логичному выводу, что существует возможность «пробуждения» и «усыпления» психической энергии масс через воздействие на базовые архетипы народного сознания[13]. Стремление к совершенствованию у подавляющего большинства россиян на сегодня полностью отсутствует. Практически никто не желает изменений, никто не хочет производить какие-либо дополнительные личные напряжения. В общественное сознание внедряется «бренд стабильности», который парализует жизненные силы народа, подрывает соответственно и жизнеспособность государства в целом.

Крайне остра проблема создания ложных нравственных ценностей у современного молодого поколения, которое уже через несколько лет вступит в категорию экономически активного населения и займет управленческие и прочие позиции в государстве. К началу 2000-х годов, например, во взрослую жизнь вступило поколение, ментальность которого определяется в большей мере асоциальными (ложными) ориентирами.[14] Если в 1967 г. юноши стремились стать: космонавтом, военным, спортсменом, врачом или педагогом, а девушки: дипломатом, военным, актрисой или поэтом; то в 2002 г. желаемые профессии сменились на: предприниматель, юрист, бандит, директор – у юношей, и на: модельный бизнес, экономист, удачное замужество, торговый работник, проститутка и менеджер – у девушек. Решения именно этих людей, с такими жизненными ориентирами, быть может, уже сейчас в 2013–2014 гг. нашло свое отражение в современных проблемах российской экономики.

 

С помощью СМИ, в частности с использованием имен известных оппозиционеров и блоггеров насаждается мнение абсолютного недоверия к административным служащим. Предоставляются «достоверные доказательства» коррумпированности отдельных чиновников, проводятся расследования и поиски «улик», ведется, казалось бы, разрешенная принципами демократии «борьба с коррупцией» и отстаиваются интересы российских граждан. Однако, на деле, принимая всю эту выброшенную в Сеть информацию, россияне уже начинают свыкаться с мыслью, что все «эти чиновники и бандиты» и формируют институт нашего государства. Иными словами, происходит отторжение народа от института власти, насильственным способом разрушается эта необходимая историческая связь. Навязываемое из-за рубежа мнение о криминальной сущности Российского государства большинством россиян уже воспринято де-факто[15]!

В дополнение к этому также искусственно создается образ «финансового олигарха», который обвиняется во всех экономических и государственных неурядицах. То есть, в общественном сознании должна появиться мысль, что путь к всеобщему счастью и процветанию лежит через процедуру экспроприации нескольких представителей крупного капитала. Похожий прием был использован во времена Российской империи, хотя именно тогда российский предпринимательский класс был ближе всего к народу, отношения двух социальных классов были не идеальными, но вполне гармоничными. И сегодня, вместо того, чтобы помогать достигать такой же гармонии в отношениях между деловой элитой и народом, российские СМИ лишь разжигают конфликт и создают антиолигархические настроения в обществе. Происходит перекос в общественном сознании, в такую «истину» начинают верить не только россияне, но и жители зарубежных государств. Как следствие ухудшается деловой инвестиционный климат, что ведет к негативным последствиям в экономике и противоречит национальным интересам. Какая может быть мотивация к учебе или совершенствованию, если везде кричат о «бандитах» во власти и обманах на каждом шагу в ведении бизнеса – зачем к чему-то стремиться если от тебя все равно ничего не зависит – эта мысль уже засела в сознании у многих молодых людей и смогут ли они ее преодолеть, покажет время.

Установленная причинно-следственная связь указывает на отправную точку последних неудач российской экономики (рисунок). Впитав в себя все знания и информацию, проанализировав ее, человек принимает решения, последствия которых влияют на судьбу всей страны и каждого гражданина общества.

Заключение

В послании Федеральному собранию 2013 года В.В. Путин уделил большое внимание вопросам развития экономики, и в качестве главной задачи было выделено возобновление устойчивого экономического роста. Так в чем же заключается основная проблема, «корень зла» всех бед и неудач российской экономики?

Проведя данное исследование, я сделала вывод, что российским «ящиком Пандоры» является, несомненно, современное состояние человеческого капитала в нашей стране. На данный момент он находится в разрушительном (отрицательном) состоянии: инвестиции в него не приносят никакой капиталоотдачи, а значит и инвестиции эти нельзя назвать выгодными. Россия терпит убытки в огромных масштабах, а последствия от них к тому же еще и долгосрочные.

На мой взгляд, все начинается с человека! Любые решения, как на самых низких, так и на самых высоких уровнях принимаются людьми. Именно в этом и заключается главное упущение. Если в любом человеке взрастить психологию предателя, то ни одна новейшая и современная технология или поддержка несырьевого экспорта не спасут страну от развала и деградации.

По моему мнению, экономический рост современной России напрямую зависит от культуры, воспитания, уровня образования, интересов, талантов и мотивации каждого гражданина нашего общества. Вот главный бич и тормоз развития: наше сознание, психика, мысли, цели и все что связано с внутренним миром и характером любого человека. Как опять-таки было отмечено в послании Владимиром Владимировичем: «…в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию (России) по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли нравственную и духовную основу цивилизации и каждого народа – ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира»[16].

Повышение производительности труда – крайне важная задача, при решении которой, опять-таки, придется столкнуться с неспособностью сегодняшних работников к труду и с непониманием зачем вообще нужно работать, в чем цель и какова их роль в обществе!

Необходимо помочь людям почувствовать себя нужными, почувствовать, что конкретно от них, от каждого (!) зависит судьба страны и ее будущее; ведь когда человек чувствует себя на своем месте, ощущает свою значимость – он самореализован, следовательно, наступает гармония с самим собой и такой работник принесет в миллионы раз больше пользы, чем тот, кто не в ладу со своим собственным внутренним миром. Никого не придется заставлять учиться, быть более ответственным и внимательным, не опаздывать и принимать обдуманные решения.

По моему мнению, именно такая задача должна стать приоритетной на национальном уровне – помощь гражданам страны в поиске своего места в жизни и в обретении истинного счастья путем самообразования и самореализации.

В качестве же одного из первых этапов развития человеческого капитала, я хочу предложить ввести раздельный сбор отходов населения (мусор) на всей территории страны. Постепенно, начиная с пилотных проектов по районам Москвы и через несколько лет – по всей России. И это не должно быть сортировкой каких-то отдельных видов отходов (бутылки, банки), а именно централизованный и упорядоченный прием мусора у населения с дальнейшей досортировкой и максимально возможной переработкой. Как правило, одним решением бывает сложно убить двух зайцев, но, на мой взгляд, сортировка в таких масштабах позволит:

1. С малых лет взращивать в обществе такие качества характера как: ответственность, дисциплинированность и трудолюбие.

2. Решить многие экологические проблемы (не только на национальном уровне).

3. Решить проблему сохранения ресурсов и более эффективного их использования (вторичное использование – переработка отходов).

Я абсолютно уверена, что страна, которая успешно справится с задачей формирования современной эффективной модели развития человеческого капитала, сможет получить в дальнейшем огромное преимущество в постиндустриальном мире и занять одно из ведущих мест среди развитых стран по ключевым экономическим показателям.