В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Согласно одному из важнейших принципов Бюджетного кодекса РФ сбалансированность бюджета – это соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [1].
В связи с выше изложенным, цель настоящего исследования заключается в проведении сравнительная оценка дефицита к собственным доходам консолидированного бюджета регионов Дальневосточного федерального округа (далее ДВФО).
Дефицит бюджета субъекта РФ к собственным доходам характеризует соответствие доходной базы необходимым для стабильного и устойчивого развития региона финансовым потребностям. Показатель рассчитывается как отношение дефицита консолидированного бюджета к объему доходов консолидированного бюджета за вычетом безвозмездных поступлений.
Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
Сравнительная оценка дефицита к собственным доходам консолидированного бюджета субъектов ДВФО представлен в таблице.
Исходя из представленной таблицы, следует, что на протяжении 5-ти лет (2009–2013 гг.) наблюдается отношение значительного дефицита бюджета к собственным доходам в Амурской области, что свидетельствует о зависимости региона от безвозмездных поступлений. Причём прослеживается тенденция к увеличению дефицитности. К этому приводят падение налога на прибыль и новые финансовые обязательства. Последний тому пример – знаменитые «майские указы» президента, ради выполнения которых в Приамурье на время пришлось «урезать» помощь льготникам. С учётом того, что в федеральный бюджет уходят прибыльные статьи доходов, рост финансовой нагрузки, не подкреплённой федеральными субвенциями, заставляет регионы брать всё новые кредиты и обрастать долговыми обязательствами.
Дефицит (профицит) к собственным доходам консолидированного бюджета субъектов ДВФО
Регионы |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Республика Саха (Якутия) |
– 17.43 |
– 78.37 |
44.67 |
66.08 |
62.60 |
– 44.26 |
– 57.47 |
Камчатский край |
254.92 |
– 167.51 |
51.26 |
121.74 |
65.12 |
– 21.63 |
– 54.57 |
Приморский край |
53.61 |
73.08 |
270.63 |
– 171.09 |
24.32 |
– 61.25 |
– 49.88 |
Хабаровский край |
104.72 |
– 30.01 |
– 61.74 |
63.82 |
21.24 |
– 83.64 |
– 37.91 |
Амурская область |
14.65 |
57.00 |
– 41.80 |
– 12.57 |
– 123.58 |
– 189.88 |
– 303.62 |
Магаданская область |
– 125.43 |
29.50 |
100.31 |
108.41 |
63.64 |
– 20.98 |
– 41.46 |
Сахалинская область |
141.90 |
207.41 |
50.49 |
– 220.74 |
– 179.71 |
16.21 |
14.98 |
Еврейская автономная область |
23.07 |
– 32.92 |
70.02 |
66.01 |
– 201.11 |
2.15 |
– 148.49 |
Чукотский автономный округ |
464.44 |
165.35 |
457.01 |
– 392.27 |
84.91 |
– 468.40 |
– 57.79 |
Среди регионов ДВФО лидирующие позиции занимает Сахалинская область, при этом бюджет которой имеет нестабильную динамику. Сложившийся дефицит бюджета в 2010–2011 гг. был вызван ростом расходов областного бюджета. Наибольшее увеличение зафиксировано по трем разделам – «Национальная экономика» на 3661,3 млн. рублей (на 23,4 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 4586 млн. рублей (на 60,9 %) и «Образование» на 1222,2 млн. руб. (на 14,2 %) [2].
Положительной оценки заслуживает наблюдающийся в последние годы исследуемого периода профицит.
Сравнивая Камчатский край с субъектами ДВФО, следует отметить, что он занимает средние позиции и характеризуется стабильной тенденцией. Бюджет региона исполнен с профицитом, за исключением 2008 и 2012 гг.
Концептуальной особенностью краевого бюджета за 2008 год являлось его исполнение в условиях реформирования бюджетного процесса и совершенствования межбюджетных отношений, связанных с объединением Камчатской области и Корякского автономного округа в единый субъект Российской Федерации – Камчатский край [3, 4].
В 2012 г. отношение дефицита бюджета к собственным доходам составило 21,63 %. Доходы за минусом безвозмездных поступлений – 19382,3 млн руб., расходы – 19801,6 млн руб. [5].
К негативным моментам исполнения бюджета Камчатского края можно отнести результаты внешней проверки Контрольно-счетной палаты, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 219 БК РФ в 2012 году выявлены бюджетные обязательства в сумме 59,6 млн рублей, принятые сверх утвержденных бюджетных назначений.
В 2013 г. бюджет исследуемого региона выполнен с дефицитом, при чем отношение дефицита бюджета к собственным доходам возросло на 33 %. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что основным источником дохода (около 60 %) являются дотации из бюджетов различных уровней.
Из проведенного сравнительного анализа, следует, что тенденция характерная для Камчатского края, также прослеживается в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области.
Оценка дефицита к собственным доходам консолидированного бюджета Хабаровского края выявила отрицательную динамику исполнения бюджета данного региона. Резкое увеличение дефицитности наблюдается в кризисных 2008–2009 гг. (в среднем на 113 %).
Что же касается дефицита, зафиксированного в 2012–2013 гг., основной причиной этому явилось увеличение бюджетных расходов на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения [6].
Аналогичная ситуация сложилась и в Приморском крае. Положительной тенденцией является снижение дефицитности в 2013 г. на (12 %).
Один из важнейших параметров состояния региональных бюджетов Хабаровского и Приморского регионов – их слабая зависимость от федеральных трансфертов.
Самое высокое отношение дефицита бюджета к собственным доходам зафиксировано в Чукотском АО в 2012 г. (468,4 % – отношение дефицита бюджета к собственным доходам), что в первую очередь характеризует регион как социально нестабильный.
Таким образом, исходя из проведенного исследования следует, что в перспективе регионам придется чаще обращаться к теме поиска методов пополнения доходов за счет собственных источников и мер по оптимизации своих расходов.
Бюджеты субъектов ДВФО сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного метода решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения [7].
Исследование подготовлено в рамках задания №2014/292 на проведение НИР «Социально-экономические факторы и инновационные механизмы реализации политики динамичного развития Дальнего Востока».