Дальневосточный федеральный округ за счет своего удаленного территориального положения характеризуется неравномерностью экономического развития входящих в него субъектов. Это обуславливает как неравенство в социальных, так и бюджетных показателях регионов. В этой связи важным представляется анализ и сопоставление индикаторов, отражающих современное экономическое положение субъектов Дальневосточного федерального округа (здесь и далее – ДФО).
Наиболее информативным показателем, по нашему мнению, является объём доходов консолидированного бюджета на одного жителя, который рассчитывается путем деления суммы доходов консолидированного бюджета на среднегодовую численность населения в субъекте ДФО. Данный показатель отражает уровень обеспеченности региона финансовыми ресурсами, что характеризует возможности администрации для развития региона и сохранения его социальной стабильности[1]. При его интерпретации необходимо учитывать фактор числителя (дохода консолидированного бюджета региона) и знаменателя, отражающего динамику численности населения.
Динамика доходов консолидированного бюджета на душу населения с 2007 по 2012 гг. представлена на рис. 1. Безусловным лидером по доходам на душу населения за анализируемый период является Чукотский автономный округ, доля доходов которого возросла на 117 % к концу анализируемого периода, однако данное лидирующее положение обусловлено наименьшей численностью населения. Приморский край из года в год занимает последнее место среди субъектов ДФО за счёт фактора знаменателя: доходы консолидированного бюджета у него находятся на 2 месте по всему ДФО.
Рис. 1. Динамика доходов консолидированного бюджета на душу населения в ДФО с 2007–2012 гг.
Рис. 2. Сравнение уровня доходов консолидированного бюджета на душу населения по регионам ДФО в 2013 гг.
Уровни значения Магаданской и Еврейской автономной области находятся на 2-м и 3-м месте, что существенно не отличается от других регионов Дальнего Востока. Также наблюдается устойчивая положительная динамика улучшения показателя с 2007 по 2012 гг.
В 2012 г. уровень доходов консолидированного бюджета на душу населения в Камчатском крае снизился на 3207,2 руб. по сравнению с 2011 г. Основной причиной, вызвавшей данное изменение, явилось снижение доходов консолидированного бюджета на 1,13 млрд руб. за счет безвозмездных поступлений на 2,52 млрд руб. и снижением численности населения на 600 человек.
В сравнении с регионами ДФО у Камчатского края наблюдается положительная динамика по доходам на душу населения. Это обусловлено как повышением доходов консолидированного бюджета, так и постоянным снижением численности населения. В целом у Камчатского края наблюдается положительная динамика по данному показателю до 2011 года.
В 2012 г. Камчатский край спустился со 2-го места на 3-е. Основной причиной, вызвавшее данное изменение, явилось снижение доходов консолидированного бюджета на 1,13 млрд руб. и снижение оттока населения.Приморский край занимает последнее место по данному показателю, что также обусловлено фактором знаменателя.
В 2013 г. экономическая ситуация во всех регионах ДВФО характеризуется отрицательной динамикой рассматриваемого показателя. Лидирующее место принадлежит Сахалинской области, доходы консолидированного бюджета на душу населения которой уменьшились на 7394,5 руб. Не смотря на это, регион стал лидером по проценту исполнения доходной части консолидированного бюджета области — 85,18 % от годовых значений. Последнюю позицию сохраняет за собой Амурская область, уровень доходов консолидированного бюджета на душу населения которой снизился по сравнению с 2012 годом на 19163,1 руб. за счет значительного прироста населения в размере 4663 чел.
В 2013 г. Камчатский край по сравнению с 2012 меняет свою позицию со второй на четвертую. Уровень дохода консолидированного бюджета резко уменьшился на 78050,9 руб. в связи с уменьшением доходов консолидированного бюджета на 4837,03 руб. за счет безвозмездных поступлений на 61 267 руб.
Таким образом, Исходя из проведенного анализа за 6 лет, начиная с 2007 и заканчивая 2013 годом, можно сделать вывод о том, что самым нестабильным регионом ДФО является Чукотский автономный округ, который одновременно является и лидирующим по анализируемому показателю. Так же, необходимо заметить, что такой показатель, как доходы консолидированного бюджета на душу населения является неоднозначным, так как при расчете данного показателя необходимо учитывать факторы числителя (дохода консолидированного бюджета региона), знаменателя (численности населения) и уровня дотационности. Так, Камчатсикий край, в бюджете которого доля безвозмездных перечислений превышает 60 %. Этому предшествовала ситуация, когда одним из самых дотационных регионов России являлся Корякский АО, объединившийся с Камчатской областью. Чукотка, как уже ясно, отличается одной из самых нестабильных бюджетных историй в России.