Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 JSCB "Primorye"
2492 KB

С 1986 года в Российской Федерации была проведена реформа внешнеэкономической деятельности, вследствие чего компании получили право самостоятельного выхода на внешний рынок. На уровне предприятий стали возникать вопросы, связанные с организацией внешнеторговой деятельности, включая производство товаров и услуг на экспорт, реализацию и обслуживание.

Самостоятельный выход на внешний рынок стал мощным стимулом для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, изучения конъюнктуры мирового рынка, применения наиболее рациональных форм реализации и обслуживания.

Для нахождения оптимальных решений в данной области предприятиям необходимо оперативно проводить оценку эффективности внешнеторговых операций, выявлять факторы, влияющие на конечный финансовый результат.

Однако вопросы правильной организации этой деятельности несомненно очень сложны и требуют глубокого изучения. Этим определяется актуальность темы данной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проводится анализ эффективности хозяйственной внешнеторговой деятельности не только теоретически, но и на примере реально функционирующего предприятия – ООО «Техцентр Сумотори», которое ведет свою деятельность в области производства грузовых автомобилей марки «HINO», ремонт и техническое обслуживание грузовых автомобилей марки «Вольво» и ««HINO», розничной и оптовой продажи импортных запасных частей.

Степень разработанности темы в научной литературе. Вопросы, связанные с учетом и анализом эффективности экспортно-импортных операций нашли очень широкое отражение в научной литературе. В настоящей работе использовались лишь некоторые из них. Учет экспортно-импортных операций широко представлен в учебниках, монографиях и статьях следующих авторов: Б. Смитиенко, О. Тимошенко, О. Воронкова, Н. Гофман, Ю. Грачев, О. Дягтерева, и пр. Значительная часть теоретических знаний в области методологии анализа хозяйственной деятельности была основана на работах А.Д. Шеремета, Т.Б. Бердниковой, А.А. Канке, В.В. Ковалева, Н.В. Войтовского, А.И. Алексеевой. Нормативно-правовая база указанных в названии работы проблем нашла свое отражение в ряде законодательных и нормативных документов Российской Федерации. В первую очередь интерес представляют федеральные законы в области внешнеторговой деятельности, наиболее значимый из которых ФЗ 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Целью работы является проведение анализа внешнеторговых операций предприятия.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– ознакомиться с теоретическими основами внешнеторговой деятельности: дать определение вида деятельности, изучить ее сущность и предмет, методы регулирования, которые применяются в настоящее время в Российской Федерации;

– изучить существующие методы анализа экспортно-импортных операций для выявления факторов, влияющих на их эффективность;

– применить изученные методы анализа внешнеторговой деятельности на данных существующего предприятия для определения ее эффективности на внешнем рынке;

– рассмотреть возможные пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности на данном предприятии.

Объектом исследования выступает ООО «Техцентр Сумотори» (г. Артем), а предметом исследования – результаты внешнеторговой деятельности данного предприятия.

Экономическое сотрудничество предприятий России с зарубежными фирмами развивается достаточно интенсивно и успешно. В прошедшее десятилетие либерализация внешнеторговой деятельности получила законодательное подкрепление и приняла вполне цивилизованные формы.

Российские предприятия поставляют свою продукцию на мировой рынок, размещают ценные бумаги на международных фондовых биржах. Результатом этого являются валютные поступления и привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, что позволяет ей динамично развиваться на уровне современных требований.

Одним из таких предприятий, которое осуществляет экспорт товаров за рубеж и импортирует товары для перепродажи на внутреннем рынке и для собственного производства – является ООО «Техцентр Сумотори». Данная компания является официальным дилером HINO MOTORS в России и строительной техники JCB. С 2006 года компания занимается производством грузовых автомобилей и их продажей на Дальнем Востоке. В копании представлен целый спектр строительной техники и запасных частей к ней.

В связи с высокой конкуренцией на данном рынке для компании первоочередной задачей стоит оперативный анализ внешнеторговых операций с расчетом показателей эффективности и факторов, влияющих на финансовый результат от данных сделок.

В первой главе данной курсовой работы были изучены теоретические основы внешнеторговой деятельности: даны определение вида деятельности, изучены ее сущность и предмет, методы регулирования, которые применяются в настоящее время в Российской Федерации. Были изучены существующие методы анализа экспортно-импортных операций для выявления факторов, влияющих на их эффективность.

Во второй главе были применены изученные методы анализа внешнеторговой деятельности на данных компании ООО «Техцентр Сумотори» для определения ее эффективности на внешнем рынке. Анализ экспортных сделок показал, что компании более выгодно работать на отечественном рынке, или же на международном, если контракты будут в российской валюте. Так как, даже продавая на экспорт по более высокой цене (из-за отсутствия конкурентов) в результате компания получит доходность менее привлекательную, чем если бы она работала на отечественном рынке. В результате проведенного анализа импортных товаров для перепродажи на внутреннем рынке был выявлен более выгодный поставщик строительной техники, которым оказался JCB. Другие направления по поставке аналогичной строительной техники были приостановлены.

В третьей главе данной работы были рассмотрены возможные пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности существующие и применяющиеся на рынке. Были рассмотрены пути, которые сегодня применяет компания ООО «Техцентр Сумотори».