Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2335 KB

Усиление конкуренции в современном бизнесе вынуждает компании искать все новые способы расширения. Проведение слияний (поглощений) с компаниями, у которых есть требуемый ресурс (активы, технологии, клиенты и т.п.) позволяет не только увеличить масштабы деятельности компании, но и получить дополнительно синергетический эффект. Обычно слияния и поглощения определяют как процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании.

В литературе представлена достаточно широкая классификация видов слияний и поглощений. Сущность понятий «слияние» и «поглощение» наиболее полно отражает классификация по критерию зависимости от отношения управленческого персонала к сделке. Так, выделяют дружественные и враждебные слияния, причем чаще всего «слияние» рассматривается в контексте «дружественного», а «поглощение» – «враждебного» объединения.

Основной целью слияний и поглощений называют получение синергетического эффекта, то есть ситуаций, в которых эффективность совместного использования активов двух компаний выше суммарной эффективности их использования по отдельности, а капитализированная стоимость вновь образованной компании превосходит сумму стоимостей компаний, участвовавших в слиянии [3].

Синергия возникает благодаря следующим факторам:

– операционная экономия, возникающая в результате возрастающей отдачи от масштаба управления, маркетинга, производства или распределения;

– финансовая экономия, проявляющаяся в снижении транзакционных затрат и лучшей подготовке контрактов;

– дифференцированная эффективность, означающая, что активы одной из фирм могут использоваться совместно с большей эффективностью;

– снижение конкурентных угроз и получение компанией большей рыночной власти;

– результаты обследований свидетельствуют, что слияния и поглощения во многих случаях открывают путь к повышению эффективности хозяйственных операций [3].

Сделки по слиянию/поглощению являются достаточно сложными с точки зрения управления, кроме того, особое внимание необходимо уделять вопросам экономической и информационной безопасности компании. Безопасность особенно важна, если речь идет о высокотехнологичных компаниях, в которых самое ценное (после людей) – интеллектуальная собственность, ноу-хау и т.д. [3]. Но и для любой другой компании это не менее актуально, ведь недовольные сделкой или уволенные работники компании могут разгласить конфиденциальную информацию. Сделка может не принести планируемого результата, если вопросам информационной безопасности не было уделено достаточно внимания.

В процессе подготовки сделки по слиянию/поглощению обязательно проводится процедура due diligence (англ. due diligence – должная добросовестность, сокращённо используют аббревиатуру DueD, DDG), то есть производственный, финансовый и юридический аудит приобретаемой/поглощаемой компании, который позволяет сформировать полное объективное представление об объекте инвестирования. В работе на данном этапе участвуют, в том числе, независимые оценщики, задача которых определить ориентировочную стоимость компании-мишени. В настоящее время разработан ряд методик оценки стоимости интегрированного бизнеса, человеческого капитала, нематериальных активов [2, 4]. Однако, как отмечают специалисты, при оценке поглощаемых активов крайне редко проводится оценка уровня автоматизации бизнес-процессов и обеспечения информационной безопасности. При покупке того или иного актива российскими инвесторами в большинстве случаев в первую очередь приобретается материальная составляющая (земля, здания, производственные фонды) и только потом бизнес как выстроенный процесс. В этих условиях риски информационной безопасности при оценке имущества практически не учитываются [5].

При подготовке сделки слияния/поглощения необходимо объединить стратегии информационной безопасности обоих компаний, доработав и модифицировав их. В плане развития информационных технологий объединенной компании, возможны различные варианты: 1) объединившиеся компании сразу переходят на одну общую систему и объединяют свои базы, для этого чаще используется система, уже имеющаяся в одной из компаний; 2) объединившиеся компании продолжают работать на собственных системах, а для синхронизации данных между ними разрабатываются дополнительные «мосты» и модули обмена данными. [5]

Выделяют следующие типичные проблемы обеспечения информационной безопасности при интеграции приобретённых компаний:

– различные уровни зрелости технологических процессов и информационной безопасности у приобретённой и головной компаний;

– различные подходы к обеспечению информационной безопасности;

– появление элементов корпоративной инфраструктуры с разным уровнем доверия;

– отсутствие единого уровня информационной безопасности в рамках всей компании;

– разная корпоративная культура, на уровне обработки и защиты данных.

Объединенное предприятие должно иметь общую монолитную информационную систему – только она позволит получить прозрачную отчетность и сократить издержки за счет выстраивания единых процессов. После заключения сделок и решения финансовых, юридических и кадровых вопросов перед управляющей компанией встает вопрос интеграции информационных систем объединенных активов. У объединяющихся компаний, как правило, разные стандарты обслуживания, методологии управления и т.д. Существенной проблемой также является наличие в большинстве компаний продуктов собственной либо частной разработки без должной поддержки со стороны разработчика. Зачастую – это совершенно независимые системы от разных разработчиков, функционирующие на различных аппаратных и программных платформах, плохо документированные или недокументированные вовсе. При объединении нескольких компаний ситуация разнородности информационных систем только усугубляется. Обеим сторонам приходится проводить огромную организационную работу, объединять очень большие объемы накопленных данных, унифицировать справочники, переводить разрозненные программы на единую платформу [1].

Таким образом, достижение планируемых в результате сделки по слиянию/поглощению результатов, во многом зависит как от первоначальной оценки уровня обеспечения информационной безопасности компании-мишени, так и от проведенных в дальнейшем работ по обеспечению информационной безопасности интегрированной компании.