Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2386 KB

В работе любой организации управление денежными потоками представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач при любых экономических условиях. Отсутствие эффективного управления остатками денежных средств на агентских и расчетных счетах предприятия, рассогласованность денежных потоков в пространстве и во времени неизбежно приведут к серьезным финансовым проблемам и скажутся на эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В целях решения указанных проблем, руководство предприятия должно обладать достоверной и точной информацией, которая формируется в бухгалтерии любой организации в виде особого механизма эффективности деятельности.

В настоящее время наблюдается активное внедрение положений Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) в практику ведения бухгалтерской отчетности отечественных предприятий. Значимую роль в МСФО играет принцип раскрытия информации о перемещении денежных средств, так как практически все управленческие решения, принимаемые руководством компаний, базируются на оценке способности субъектов генерировать денежные средства с учётом их распределения во времени. Именно по этой причине одним из важнейших объектов бухгалтерского учёта, как и в МСФO, так и в системе российского учета являются денежные потоки. Однако, денежные потоки в отечественной теории и практике учета до сих пор не выделены в отдельный объект бухгалтерского учета, в связи с чем не разработаны необходимые методические подходы, позволяющие выработать практические рекомендации, формы учетных регистров и внутренней отчетности для предприятий с разной отраслевой принадлежностью.

Источниками информации о денежных средствах и их потоках является бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, и, прежде всего, отчет о движении денежных средств, который определяется нами как основной учетно-аналитический инструмент. В процессе внутреннего анализа отчетные документы обеспечивают лишь ретроспективную экспресс-оценку денежных потоков. Для прогнозного анализа необходимы дополнительные данные управленческого учета.

В МСФО отчет о движении денежных средств [1] является связующим звеном между балансом и отчетом о финансовых результатах. При этом актуальность и полезность сведений о движении денежных средств для пользователей подчеркнута в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» как необходимость «оценки способности предприятия привлекать денежные средства и эквиваленты денежных средств, а также потребности предприятия в использовании этих потоков денежных средств» [2]. Денежные потоки, по сути, являются более точными измерителями ликвидности предприятия, в сравнении с балансом или отчетом о финансовых результатах. Баланс составляется на определенную дату, а оценивать финансовое положение и ликвидность организации приходится в течение более длительного отрезка времени – календарного года, поэтому наиболее информативными являются показатели за определенный период. В то же время, отчет о финансовых результатах составляется по методу начисления, когда доходы (расходы) признаются в период их возникновения, а не в периоде поступления (платежей) денежных средств. Потому в качестве дополнения к общепринятым балансовым оценкам ликвидности целесообразно принимать в расчет показатели отчета о движении денежных средств [4]. Сейчас отчет о движении денежных средств приближен к Международным стандартам финансовой отчетности, и теми самыми стал более актуальным и информативным.

Организациям, стремящимся к переходу на МСФО, следует обратить внимание на то, что при составлении отчета о движении денежных средств нет единых требований к сведениям о движении денежных средств и об изменении капитализации. [4].

В качестве положительного примера можно отметить то обстоятельство, что в национальной форме отчета о движении денежных средств, как и в МСФО, остатки денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода совмещены в конце отчета. При подготовке отчета в соответствии со стандартами РФ, применение такого подхода выявляет у некоторых организаций различие между данными отчета о движении денежных средств и данными баланса. Это обусловлено тем, что еще имеются различия, связанные с методологией построения формы отчета. В отличие от МСФО, строка «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю» в отечественной форме отчета вынесена за границы уже определенного чистого денежного потока. По этой причине у предприятий указанная по данной строке сумма всегда искажает сальдо и обороты в российском отчете о движении денежных средств и ведет к разрыву с балансом.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся отличия, нельзя не признать, что в целом, в национальных правилах и МСФО используется похожий подход к составлению отчета о движении денежных средств, однако до сих пор имеются значимые расхождения в методах подготовки сведений, порядке классификации информации и правилах представления операций или статей в отчетности (валютных). Тренд по широкому внедрению на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности, диктует необходимость нивелирования указанных расхождений и приобретает особое значение [3].

Можно заключить, что между ПБУ 23/2011 и МСФО (IAS) 7 наблюдается больше сходства, чем отличий. И это тоже является позитивным моментом получателей бухгалтерской отчетности. Так, отчетность, подготовленная национальными юридическими лицами, будет доступна для восприятия иностранным инвесторам и партнерам. Отечественному бухгалтеру будет гораздо проще ориентироваться при составлении отчета о движении денежных средств, благодаря конкретному и доступному изложению стандарта [5].