Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2329 KB

В последнее время в большинстве экономически развитых стран большое внимания уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность предполагает эффективное управление личными финансами, грамотное использование банковскими продуктами и услугами, понимание сущности фондового рынка. Понимание финансовой грамотности можно трактовать по-разному, в более узком смысле она предполагает использование населением возможностей выгодного вложения собственных сбережений.

Финансовые рынки подразделяются на несколько типов, основными из них являются фондовые рынки, денежные рынки и рынки долговых обязательств. Все они существенно различаются, однако их связывает одна общая цель – привлечение финансов и совершение выгодных операций с ними. Если долговые рынки доступны не каждому, так как предусматривают заимствование достаточно крупной суммы на короткий срок, то рынок акций и производных финансовых инструментов доступен каждому гражданину, владеющему базовыми знаниями о фондовом рынке. [1]

Рынок долговых обязательств позволит инвестору получать процент за определенный период времени, в то время как фондовый рынок (рынок акций) позволяет инвестору получить долю в акционерном капитале, стать совладельцем организации и в некоторых случаях получать дивиденды.

Финансовая грамотность населения в целом предполагает умение распоряжаться своими денежными средствами, сохранение личных сбережений и способность грамотно планировать свое будущее. Все это напрямую касается и инвестирования. [2]

Сегодня, фондовый рынок стал доступен для представителей среднего класса, а не только для обеспеченных групп населения как это было ранее. Это говорит о том, что вложение собственных сбережений в ценные бумаги становится доступным каждому человеку. В России со словом «инвестирование» у людей ассоциируется нечто недоступное и дорогое, хотя на деле это не так. Всё дело в финансовой безграмотности населения и неосведомленности.

В США является традицией – при рождении ребенка в среднестатистической семье, родители открывают счет в банке на определенную сумму. К совершеннолетию ребенка на его счете образуется достаточно большой размер сбережений. Более грамотные и смелые граждане проделывают аналогичную процедуру с ценными бумагами. Для экономически развитой страны инвестирование в акции сейчас является нормой. [3].

Среди российских граждан был проведен опрос, респондентам которого был задан главный вопрос: Если бы у Вас были «свободные» 100000 рублей, во что бы Вы их инвестировали? Результаты были следующими:

● 33 % инвестировали бы в недвижимость;

● 30 % открыли вклад в Сбербанке;

● 10 % открыли свой бизнес;

● 9 % хранили дома;

● 6 % вклад в коммерческом банке;

● 6 % купили акции компаний;

● 5 % вложили деньги в золото;

● 1 % в облигации государства.

Результаты исследования наглядно показывают, что больше половины граждан предпочитают вкладывать свои денежные средства в безопасные активы с минимальным риском. Как считают сами граждане, недвижимость всегда будет востребована, а Сбербанк надежно сохранит их капитал на длительный срок. Иначе говоря, чем больше риск у инвестиций, тем меньше интерес населения к таким вложениям. [4]

Зачастую финансовая безграмотность основана на собственном негативном опыте, либо на боязни действовать в неизвестной для себя области. Достаточно вспомнить финансовую пирамиду МММ 90-х годов, основанную Сергеем Мавроди, когда многие люди лишились всех своих сбережений.

Финансовая грамотность населения в сфере инвестирования способствует:

● эффективному управлению собственным капиталом;

● повышению уровня жизни населения;

● развитию финансового рынка страны;

● повышению общественного благосостояния;

● конкурентоспособности российской экономики.

Если в России население будет заинтересовано в инвестировании, то, во-первых, граждане смогут достигнуть состояния финансовой стабильности и независимости. Во-вторых, российская экономика сможет выйти на новый, более высокий уровень. Государство вместе с отечественными компаниями, должно быть заинтересовано в повышении финансовой грамотности населения и для этого проводить ряд необходимых мероприятий. [5]

В первую очередь, необходимо заняться финансовым воспитанием с ранних лет, к примеру, ввести в старших классах предмет, который будет знакомить молодёжь с различными финансовыми инструментами, в том числе развивать правильное обращение с личными финансами В высших учебных заведениях на первых курсах ввести специальность, которая продолжит обучать молодое поколение обращению со своими доходами и расходами, но уже более углубленно. Данный предмет можно было бы назвать «Финансовая грамотность».

Создать дополнительные курсы со свободным посещением всех желающих, на которых будут обучать работе с финансовыми инструментами. Обучать пониманию теории и сущности рынка ценных бумаг.

Компании, которые заинтересованы в привлечении финансов, так же могут осуществлять ряд мероприятий для достижения своей цели. На своей базе осуществлять семинары, на которых будущий инвестор сможет узнать больше о деятельности компании, в которую доверяет свои сбережения. [6]

Если осуществитьряд вышеизложенных мероприятий, то есть вероятность того, что выпускники школ будут понимать всю сущность финансов, методыобращения с ними и способы, которыми смогут приумножить своисбережения. Впоследствии они смогут применить теорию на практике, улучшив тем самым не только свое финансовое положение, но и экономику своей страны.