Капитал хозяйствующего субъекта, его трансформация в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, являются предметом повышенного интереса для всех предприятий независимо от цели создания, вида деятельности, организационно-правовой формы. Оценка представляет собой способ, позволяющий измерить капитал, обобщить информацию о нем для контроля за сохранением капитала. Решение проблем оценки капитала организации является актуальным с точки зрения науки и практики, поскольку от степени обоснованности суждений по этим вопросам во многом зависят полнота и объективность реализации отдельных интересов пользователей данной информации.
Оценка капитала предприятия на практике сводится к определению рыночной стоимости всего предприятия или его доли, в зависимости от поставленной оценщиком задачи. В настоящее время, все больше организаций при реализации своих стратегических целей в качестве главной задачи, главного внутреннего ориентира выбирают рост рыночной стоимости компании. Рост стоимости или бизнеса, с одной стороны, является индикатором успешной деятельности организации и роста активов ее владельцев; с другой стороны − одним из условий инвестиционной привлекательности и условием привлечения финансирования для своего дальнейшего развития. При прочих равных условиях большую инвестиционную привлекательность имеет та компания, которая показывает более высокие темпы роста стоимости своего бизнеса [1, с. 198].
Как известно, существует три основных подхода к определению стоимости бизнеса акционерного общества: доходный, затратный и сравнительный. В условиях идеального рынка все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости, однако с учетом того, что конкуренция реальных рынков носит несовершенный характер, подходы к оценке могут давать разные показатели стоимости. Следует отметить, что в практике гораздо чаще встречается понятие рыночной стоимости, поскольку цели покупки-продажи бизнеса зачастую превалируют над целями долгосрочного владения капиталом. Рыночная стоимость может быть как больше, так и меньше внутренней, ведь если первая отражает соотношение спроса и предложения, то вторая говорит об экономическом потенциале компании, ее ценности для владельца.
Показатели, представленные в табл. 1 свидетельствуют о том, что доля чистой прибыли на акцию с 2010 по 2012 гг. снижается с 1,912 тыс. рублей до 0,102 тыс. рублей или на 95 %. Рыночная стоимость акции увеличивается на 0,44 тыс. руб. или 5,7 % за 2010–2012 гг. В 2012 году она составила 8,13 тыс. руб. за акцию. Тем не менее, коэффициент котировки акций характеризуется тенденцией к снижению. Это обусловлено тем, что балансовая стоимость ценной бумаги за 2010–2012 гг. увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с динамикой изменения ее рыночной цены. Коэффициент «цена/прибыль» показывает, что в 2010 году инвестор был готов заплатить за акцию данного предприятия 4,02 тыс. рублей, то в 2012 году инвестиционная привлекательность ценной бумаги акционерного общества возросла в 19,8 раза и составила 79,71 тыс. рублей.
Коэффициент выплаты дивидендов увеличился за 2010–2012 гг. на 22, 23 %. Если в 2010 году только 1,35 % чистой прибыли было израсходовано на выплату дивидендов, то в 2012 году – 23,58 % чистой прибыли было направлено на выплаты дивидендов владельцам обыкновенных и привилегированных акций общества.
По результатам проведенной оценки рыночной активности акционерного общества можно сделать вывод, что стоимость акций за 2010–2012 гг. увеличилась при одновременном снижении величины прибыли на акцию и, соответственно, коэффициента котировки.
Теперь рассчитаем средневзвешенную стоимость капитала, которая показывает цену капитала, авансированного в деятельность акционерного общества. Расчеты, необходимые для определения средневзвешенной стоимости капитала и текущей рыночной стоимости акционерного общества представлены в табл. 2.
Таблица 1
Показатели рыночной активности акционерного общества за 2009–2012 гг.
Показатель |
Формула |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Прибыль на акцию |
Чистая прибыль – Дивиденды по превилигированным акциям |
1,912 |
0,944 |
0,102 |
Количество обыкновенных акций |
||||
Рыночная стоимость акции |
Цена реализации акции на фондовой бирже |
7,69 |
8,11 |
8,13 |
Балансовая стоимость акции |
Чистые активы |
10,12 |
11,01 |
11,08 |
Количество обыкновенных акций |
||||
Дивиденд на акцию |
Величина дивидендов |
0,026 |
0,026 |
0,026 |
Количество акций |
||||
Коэффициент «цена/прибыль» |
Рыночная стоимость акции |
4,02 |
8,59 |
79,71 |
Прибыль на акцию |
||||
Коэффициент котировки акций |
Рыночная стоимость акции |
0,76 |
0,74 |
0,73 |
Балансовая стоимость акции |
||||
Коэффициент выплаты дивидендов, % |
Дивиденды на обыкновенные акции |
1,35 |
2,73 |
23,58 |
Чистая прибыль на акцию |
||||
Норма дивидендов (текущая доходность акции) |
Дивиденд на акцию |
0,0034 |
0,0032 |
0,0032 |
Рыночная стоимость акции |
Показатель |
Формула |
Расчет по данным бухгалтерской отчетности |
Значение |
(1 − ставка налога на прибыль) |
(1 − T) |
(1−0,2) |
0,8 |
Доходность заемного капитала |
Чистая прибыль |
9634 |
0,026 |
Заемный капитал |
122888 + 251194 |
||
Удельный вес заемного капитала |
Заемный капитал |
122888 + 251194 |
28 |
Итог баланса |
1342584 |
||
Требуемая норма доходности по обыкновенным акциям |
Дивиденд на обыкновенную акцию |
0,026 |
0,0032 |
Рыночная стоимость |
8,13 |
||
Удельный вес обыкновенных акций, % |
Дивиденд на обыкновенную акцию |
87375000 |
76 |
Рыночная стоимость акции |
114900000 |
||
Требуемая норма доходности по привилегированным акциям |
Дивиденд на привилегированную акцию |
0,026 |
0,0032 |
Рыночная стоимость акции |
8,13 |
||
Удельный вес привилегированных акций, % |
Количество привилегированных акций |
27525000 |
24 |
Количество акций |
114900000 |
||
Средневзвешенная стоимость капитала, % |
Формула 2 |
(0,8*0,026*0,28+0,0032*0,76+0,0032*0,24)*100 |
0,9024 |
Текущая рыночная стоимость бизнеса акционерного общества, тыс. руб. |
Формула 1 |
12096 |
1340425,53 |
0,009024 |
Таким образом, текущая рыночная стоимость акционерного общества за 2012 год составила 1 340 425, 53 тыс. рублей. Данный показатель оказался ниже балансовой стоимости активов предприятия на 2158,47 тыс. рублей. Это позволяет предположить, что балансовая стоимость активов акционерного общества завышена, а текущая рыночная стоимость зависит от влияния двух факторов: величины чистой прибыли и стоимости капитала, авансированного в данный вид бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный метод определения стоимости бизнеса акционерного общества является достаточно трудоемким и требует расчета ряда дополнительных показателей (например, показателей оценки рыночной активности акционерного общества). Тем не менее, результаты расчетов позволяют получить определенное представление о рыночной стоимости акций предприятия, а также всего бизнеса в целом. Результаты проведенных расчетов показали, что для увеличения рыночной стоимости бизнеса акционерного общества необходимо, чтобы величина прибыли была наибольшей, а средневзвешенная стоимость авансированного капитала наименьшей. Это можно сделать, главным образом, улучшив показатели рыночной активности акционерного общества. Так, например, увеличение рыночной цены акции предприятия на рубль (до 9,13 рубля) может привести к снижению средневзвешенной стоимости авансированного капитала на 0,044 % и, соответственно, увеличению рыночной стоимости акционерного общества на 62171,87 тыс. рублей.
Увеличение стоимости бизнеса является одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности предприятия, что, в свою очередь позволит повысить показатели рентабельности, деловой активности, эффективности использования собственного капитала.
Повышение эффективности использования собственного капитала является необходимым условием выживания и развития акционерного общества. Неэффективное расходование собственного капитала ведет к негативным последствиям деятельности всего предприятия. Разработка эффективного механизма формирования и использования собственного капитала позволит принимать адекватные управленческие решения. Основными факторами эффективного использования собственного капитала являются: рост рентабельности продаж (хотя рост цен и снижение затрат являются не всегда имеют положительный эффект в современных условиях); расширение рынков сбыта продукции, пользующейся спросом; увеличение прибыли в результате проведения мероприятий по модернизации и повышению качества выпускаемой продукции; внедрение в производство энергосберегающих технологий; снижение материальных затрат путем внедрения современных технологий; сокращение накладных расходов; внедрение высокоэффективного пооперационного контроля и потерь от брака.