Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
2349 KB

Машиностроение – одна из наиболее сложных отраслей промышленной экономики любой страны, ею определяется степень развития научно-технического прогресса. Разработки отличаются большой трудоемкостью и высокими затратами на научные исследования. В совокупности с металлообрабатывающей отраслью машиностроение образует отдельный машиностроительный комплекс экономической системы России.

В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда – в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства.

В современных условиях практически любая успешно развивающаяся компания в конечном итоге задумывается о принятии такого серьезного для ее дальнейшего процветания решения, как расширение границ реализации своей продукции и выход на зарубежные рынки. Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. Однако, если рассматривать возможности выхода российских предприятий машиностроения на внешние рынки в условиях сложившейся в мире ситуации, возникает ряд проблем, связанный как с политическими, так и с экономическими санкциями, введенными в отношении России и ряда российских организаций в связи с событиями на Украине, которые произошли в 2014 г. Данное явление имеет исключительно негативный характер, препятствуя развитию экономических связей между странами.

Процесс выхода предприятий машиностроения на зарубежные рынки сам по себе сопровождается множеством рисков, связанных с жесткой международной конкуренцией, и требует проведения тщательных исследований. Учитывая неблагоприятную обстановку в политической сфере, данный процесс усложняется и нуждается в более внимательном подходе к изучению внешней среды, выбору рынка сбыта и, в соответствии с этим, к разработке стратегии выхода на конкретный зарубежный рынок, учитывая все его особенности.

Целью работы является исследование основ управления развитием экспортного потенциала предприятий машиностроения.

При достижении поставленной цели исследования решались следующие задачи:

– изучение основных форм выхода предприятий машиностроения на внешний рынок;

– исследование существующих стратегий выхода на международный рынок предприятий машиностроения;

– проведение анализа внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения в РФ, и Дальневосточном регионе;

– выявление основных стратегий выхода предприятий машиностроения Дальневосточного региона на внешний рынок.

Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы управления возможности выхода предприятия машиностроительного комплекса на внешний рынок.

Объектом исследования являются предприятия машиностроительного комплекса, осуществляющие выход на внешний рынок.

Среди особенностей продукции, производимой предприятиями машиностроения, можно выделить следующие характерные черты, отличающие экспорт этой продукции от продукции других отраслей: длительность производственных циклов продукции; высокая трудоемкость производственно-технического процесса; штучный и мелкосерийный объем производства; опытное или экспериментальное производство; необходимость экспортного контроля и лицензирования.

Отличительной особенностью отечественных предприятий машиностроения является то, что данные предприятия, как правило, представляют собой многофункциональные научно-производственные комплексы, которые не только производят готовую продукцию, но и занимаются исследованиями и разработкой новых технологий, а также производят оборудование для собственных нужд.

На сегодняшний день для сферы машиностроения характерны ограничивающие ее рост факторы:

– недостаточность спроса на продукцию;

– необходимость модернизации подавляющего числа производств;

– нехватка инвестиций;

– значительная зависимость от импорта на рынке машинотехнической продукции.

К ряду перечисленных препятствий добавился новый фактор: санкции со стороны США, европейских и ряда других стран. Между тем, от состояния данного сектора экономики зависит не только производительность труда, но и на обороноспособность страны.

Выход на зарубежные рынки для предприятия машиностроения в современных условиях является сложным процессом. Необходимо принимать во внимание не только желание отдельных компаний увеличить собственный рынок сбыта, но и желание зарубежных рынков принимать или не принимать новых игроков на свою территорию. Без полного анализа внешнего рынка, а в особенности без изучения политико-правой среды, выход на тот или иной рынок не представляется возможным.

Основными формами выхода предприятий машиностроения на внешние рынки является внешнеторговая деятельность и совместные предприятия.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. Выделяют следующие виды внешнеторговых операций: экспортная операция (продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны) и импортная операция (приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну).

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства. Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием

В связи со сложившейся политической и экономической ситуаций в мире, санкционными ограничениями, первым (и, пожалуй, важнейшим) шагом, при разработке стратегии выхода предприятия машиностроения на внешний рынок, является определение на рынок какой конкретной страны лучше выходить. Политическая среда международного маркетинга в любой стране зависит от следующих показателей: политическая стабильность, участие в политических блоках, наличие межгосударственных соглашений, государственные ограничений, отношения выбранной страны со страной местонахождения фирмы.

После определения местонахождения страны, необходимо определить стратегию, с помощью которой можно организовать выход предприятия машиностроения на внешний рынок.

Различают 4 основных стратегии выхода на внешний рынок: стратегия экспорта совместная предпринимательская деятельность, стратегия прямого инвестирования, стратегия создания альянсов.

Учитывая все нюансы нынешнего положения стран в экономической и политической областях, наиболее выгодным и реальным способом выхода на зарубежные рынки для российских предприятий машиностроения является метод создания стратегических альянсов. Главным преимуществом данного способа выхода на внешний рынок является то, что компании-участники заключают между собой соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности, но при этом сохраняют за собой полную независимость. Также в стратегический альянс могут вступать как поставщики и клиенты, так и конкуренты с целью снижения издержек производства, освоения знаний партнера и выхода на новые сбытовые сети.

В настоящее время отрасль машиностроения Российской Федерации основывается на наукоемких, компьютерных технологиях. Именно в этом и состоит основное отличие – развитие и процветание отрасли зависит не только от количества и качества электроэнергии и ресурсов, но и от применяемых технологий. Появилась возможность производства специализированных машин и роботов, имеющих высокую эффективность, разнообразные настройки. При этом механические узлы заменились постепенно на интеллектуальные, что позволяет не только ускорить производственные процессы, но и сократить используемые площади.

В машиностроении Российской Федерации выделяются такие проблемы, как деградация основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 лет); технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере; низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития; неэффективную кадровую политику, не способствующую привлечению квалифицированных специалистов в сферу промышленного производства, научно- технической и технологической деятельности (дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем) и др.

Основными стратегиям для выхода предприятий машиностроения на внешний рынок являются следующие: использование иностранных инвестиций и технологий в целях обеспечения концентрации ресурсов в так называемых «точках роста», под которыми понимается высокотехнологичные производства, способные через технологические цепочки вести за собой сопряженные подразделения и отрасли на новый уровень развития. На этом этапе необходимо выявление ключевых направлений, по которым следует сотрудничать с иностранными партнерами.

Можно предложить следующие пути развития внешнеэкономической деятельности дальневосточных предприятий машиностроения: обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства; повышение научно-технического потенциала, проведение НИОКР и внедрение их результатов в производство, разработка программного обеспечения; повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции, доведение уровня ее качества до мировых стандартов; повышение наукоемкой продукции в общем производстве и экспорте; торговля патентами и лицензиями; широкое применение маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранных инвестиций в производство; включение в мировой процесс интеграции и МКП, международного научно-технического сотрудничества; применение современных форм управления и организации производства, повышение уровня квалификации персонала; создание отечественными предприятиями союзов производителей и экспортеров; государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности российских предприятий, создание единой государственной сети внешнеэкономической информации.