Как отмечают специалисты, подростковый возраст является чрезвычайно сложным в отношении диагностики и правильной оценки функциональной и психической патологии. Характерный для данного возраста кризисный период «формирования личности», гормональной перестройки и окончательного становления психо-физиологических функций создает дополнительную нагрузку на адаптационно-компенсаторный аппарат организма. Поддержание баланса диагностируемой патологии, назначаемого лечения и предупреждения развития стрессовых состояний, усугубленных естественными периодами «возрастных кризисов», а также методов их устранения, является сложной задачей для врачей, членов семьи и педагогов [10]. Следует заметить тот факт, что существенный вклад в ухудшение состояния здоровья населения, в частности, молодежи, вносят донозологические состояния, которые, не являясь заболеванием по своей сути, могут служить маркерами развития более тяжелых заболеваний [6, 7].
Международные стандарты оказания медицинской помощи населению предусматривают проведение профилактических мероприятий по предупреждению развития клинически развернутого соматического или психического заболевания, в то время как рациональной и деонтологически обоснованной с любой точки зрения является профилактика на стадии начального проявления заболевания или состояния, предшествующего ему [1]. В полной мере это относится и к психическим расстройством, донозологическим маркером которых в полной мере можно считать стрессовые состояния, возникающие как ответная реакция влияние на социально-экономических, экологических, физиологических или соматопатологических факторов риска. В частности, это могут быть тяжелое материальное положение, трудности в учебе, наличие хронического заболевания, личностная неудовлетворенность и прочие причины [4, 6].
Известно, что различные психические состояния, которые в значительной степени обуславливают физическое и психическое здоровье, являются одной из фундаментальных основ формирования поведения отдельного субъекта, его деятельности и разнообразия форм взаимодействия с окружающей средой. Вследствие интегрирующей функции психического состояния обеспечивается единство психического и физического ответов организма на возможное негативное влияние отдельных факторов окружающей природной или социальной среды. В целом единство психических и физических функций рассматривается как сложный комплекс компенсаторно-адаптационных реакций организма в ответ на повреждающие факторы.
Наиболее распространенными проявлениями формирования психических компенсаторных процессов являются временные состояния фрустрации и стресса, которые в дальнейшем, в случае успешной адаптации организма, меняются на стабильный, характерный для каждой личности поведенческий модуль. В то же время, в случае дальнейшего действия негативного фактора или изменении его на другой, соответствующие состояния становятся предшественниками более тяжелых поражений психики и могут рассматриваться в качестве первичных донозологичних проявлений. Что позволяет уже на этапе первичных проявлений психологических изменений проводить эффективную профилактику психических донозологичних расстройств и дальнейшего развития патологии. Соответствующий эффект возможен за счет разработки ряда профилактических мероприятий саногенного, адаптогенного и режимно-организационного характера, способствующих коррекции нарушений состояния здоровья молодежи, в частности, адаптационных процессов, на стадии донозологичних изменений.
Таким образом, диагностика первичных нарушений защитного адаптационно-компенсаторного комплекса психо-физиологических реакций организма человека, возникающих в результате негативного воздействия различных стрессогенных факторов, а также разработка и внедрение соответствующих психо-профилактических мероприятий является важной составляющей гигиенической стратегии в области предупреждения развития психических и физических расстройств у лиц молодого возраста.