Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подвергающихся высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для подростков школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) – не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, то есть результат адаптации или дизадаптации к условиям существования [1,2].
Общеизвестен и тот факт, что переход подростков из общеобразовательной школы в образовательные учреждения профессионально-технического образования сопровождается изменением привычного для них режима дня, в первую очередь, режима учебных занятий, увеличением общей и учебной нагрузки, принципиальным изменением характера деятельности (увеличивается доля физического труда и возникают предпосылки контакта с неблагоприятными факторами производственной среды) [3].
Основной тенденцией современности является значительный рост донозологических психических расстройств. Они представляют довольно большую группу болезненных нарушений, объединенных общими признаками: преобладанием невротического уровня психопатологических нарушений, взаимосвязью психических расстройств с вегетативными дисфункциями и соматическими проявлениями, ведущей ролью психогенных факторов в их развитии, зависимостью болезненных расстройств от личностных свойств индивидуума [4].
В нынешних условиях реформирования системы оказания медицинской помощи и, в частности, в ходе ее перевода на принципы семейной медицины, дополнительного изучения требуют вопросы, связанные с совершенствованием системы донозологической диагностики, первичной и вторичной профилактики, а также коррекции функциональных изменений со стороны различных органов и систем организма. Не менее важным остается вопрос, заключающийся в отсутствии эффективных средств вмешательства в течение патологического процесса еще на донозологическом этапе, отсутствие возможности четкого определения момента перехода предпатологических состояний непосредственно в болезнь [5,6]. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью донозологической психодиагностики психических состояний, предшествующих астении, депрессии и ипохондрии у подростков – учащихся профессиональных аграрных лицеев.
В данном исследовании принимали участие подростки 15-18 лет, которые в течении 3 лет обучения осваивают специальности: «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» (1 курс), «тракторист – машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства» (2 курс), «водитель автотранспортных средств» (3 курс) на базе Одноробовского профессионального аграрного лицея (Харьковская область, Украина).
Сравнительная характеристика психических состояний подростков, осваивающих аграрные специальности на базе Одноробовского профессионального аграрного лицея (P%± m%)
Целью данного эксперимента было изучение распространенности среди изучаемого контингента донозологических психических состояний с помощью «психодиагностического опросника старшеклассника» [7]. Ответы на вопросы теста обрабатывались с помощью специального ключа. Сумма набранных баллов по отдельным шкалам опросника позволила сделать вывод о наличии или отсутствии наиболее распространенных состояний психической дизадаптации, которые предшествуют астении, депрессии и ипохондрии.
Так, проявления астении наблюдались у 13,6±7,31%, 17,2±7,00% и 5,4±3,53% 1, 2 и 3 курсов соответственно (Р>0,05). Довольно высокие значения (31,8±9,93%, 24,1±7,94%, 27±6,93%) имели и показатели – предвестники депрессивных состояний (Р>0,05). Значительно меньший процент (10,8%±4,85) относительно 1 и 2 курсов (31,8±9,93% и 34,5±8,83%, соответственно) был у 3 курса по показателю ипохондрии (Р>0,05). Сочетания данных состояний наблюдались в 18,2±8,23%, 17,2±7,01% и 2,7±2,53% соответственно (Р<0,05) (рисунок).
Выводы
1. Изучение проблемы донозологических психических расстройств для подростков- учащихся профессиональных аграрных лицеев, представляется актуальным как в теоретическом и практическом, так и социальном плане.
2. В результате проведенного исследования выявлено, что у подростков 1 и 2 курсов существенно больше было лиц с предвестниками астении, ипохондрических и сочетанных состояний, что свидетельствует о сложности процесса психологической адаптации, которой подвергаются дети при данных условиях и характере обучения.