Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Volgograd State Medical University

В течение последнего десятилетия наблюдается увеличение различных чрезвычайных ситуаций, что приводит к росту числа лиц с острой реакцией на стресс. Детям и взрослым приходится переносить тяжелые испытания, разрушение привычного уклада жизни, распад семейных связей. Проблема детей, переживших тот или иной травматический опыт, становится одной из центральных в детской психологии. У детей проявления посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) имеют некоторые особенности. Часто наблюдается дезорганизованное поведение, повторные игры в трагические события, регрессивное поведение (перестают контролировать свои выделительные функции, сосут пальцы), возникают двигательные стереотипии, нарушения аппетита. У детей младшего школьного возраста, наблюдается тревога и страх, головные боли, ночной энурез, кошмарные сновидения, расстройства концентрации внимания на уроках, агрессивность. Подростки жалуются на физическую слабость, у них появляются деструктивные тенденции в поведении, школьная неуспеваемость, расстройство сна и аппетита. Среди различных методов коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей в настоящее время наряду с традиционными психотерапевтическими методиками (рациональная терапия, аутогенная тренировка, гипнотерапия, групповая, аналитическая, бихевиоральная, позитивная, клиент-центрированная терапия) применяются и такие, как игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия. Изобразительную работу следует рассматривать как безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. Несмотря на то, что это направление возникло сравнительно недавно, в настоящее время арт-терапия применяется практически при всех формах психических нарушений. Арт-терапия это направление в психотерапии и реабилитации, основанное на занятиях пациентов изобразительным творчеством, форма психологического воздействия при помощи художественного творчества. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию, помогает отреагировать чувства, связанные с перенесенной травмой. Арт-терапевтические технологии предоставляют возможность ребенку постичь полноту социального творчества. Многие техники арт-терапии предоставляют большие возможности не только для индивидуальной работы, но и для организации группового взаимодействия. Важнейшая роль в преодолении эмоциональных проблем при оказании психологической помощи детям и подросткам, оказавшимися жертвами террористического акта в Беслане отводилась арт-терапии, так как рациональная психотерапия была недостаточно эффективна.

Вывод

Арт-терапия позволяет выразить важные мысли и переживания, понять их источник и значение, осознать содержание собственного внутреннего мира. Это обусловливает перспективность применения терапии творчеством в реабилитации психосоматических расстройств у детей и подростков.