В настоящее время производство становится более гибким, наукоемким, динамично изменяются требования потребителей к качеству продукции. В связи с этим требуется постоянное обновление знаний, что в свою очередь влечет за собой формирование новых требований не только к умениям и навыкам специалистов, но и к их способностям получать и использовать эти знания на практике, проявлять готовность к постоянному самосовершенствованию. Поэтому возникают задачи по созданию новых моделей внутрифирменного развития и обучения персонала, в рамках которых работниками приобретаются знания, способности, ценности и мотивация, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности, направленной на решение оперативных и стратегических задач организации, а также обеспечение требуемого качества продукции предприятия.
Наиболее распространение в настоящее время при решении вопросов внутрифирменного и профессионального обучения получают именно модели формирования компетенций и компетентностный подход.
Компетенции определяются на основе анализа деятельности персонала той категории, для которой создается модель. В качестве компетенций рассматриваются, например, лидерство, нацеленность на результат, дисциплинированность, позитивная коммуникация, умение обучать и развивать, умение анализировать проблемы и разрабатывать решения. Эта работа проводится экспертной группой, в состав которой входят руководители и специалисты с лучшими трудовыми показателями. Каждая компетенция описывается по нескольким критериям, указываются актуальные требования, поведение, которое ожидается от сотрудника. Принципиально важно, чтобы при этом использовался понятный для персонала язык, что обеспечит ясность формулировок, соответствие моделей корпоративной культуре, простоту внедрения и применения.
Основная задача, которая решается с помощью модели компетенций, – управление квалификацией сотрудников. Данными полномочиями наделен каждый руководитель, т.к. именно он отвечает за эффективность труда своего подчиненного и качество выполняемой работы, а следовательно и качество продукции.
Рассмотрим модель управления качеством продукции на основе формирования компетентности персонала предприятия, которая состоит из четырех взаимосвязанных основных блоков, представленных на рисунке.
Общая структура модели управления качеством продукции на основе формирования фактора компетентности
Предложенная модель содержит механизм непрерывного управления компетентностью персонала предприятия, позволяющий регулировать изменение показателей качества продукции по данному фактору.
Построение системы развития компетенций упорядочивает работу по повышению эффективности персонала предприятия на всех уровнях и обеспечивает ее контроль. Наличие у предприятия модели компетенций способствует планомерному и организованному развитию сотрудников и улучшению качества их деятельности и управлению таким образом качеством продукции.