Существование современного города невозможно представить без развитой транспортной инфраструктуры. Создавая человеку повышенный комфорт, транспорт, в то же время, негативно воздействует на среду обитания. Особенное беспокойство жителям городов причиняет повышенный шум. Проблема защиты от шума в городах, особенно в Москве, становится все более острой; по данным ученых повышенный шум входит в тройку наиболее острых экологических проблем современных городов.
В данном докладе представлен анализ результатов замеров уровней шума в открытых рабочих зонах (свободное звуковое поле) и на рабочих местах (РМ) в помещениях спецавтобазы ГУП «Мосгортранс», создаваемого автотранспортными потоками, движущимися по эстакаде Звенигородского шоссе и по 1-й Магистральной улице.
В частности, на спецавтобазе были проведены измерения уровней звука (УЗ) и уровней звукового давлениях (УЗД) в нормируемых октавных полосах частот в следующих точках .помещений: около аккумуляторного цеха, рядом со сварочным цехом, в кабинетах (при окнах в форточном режиме) инженера техотдела (ТО), директора, инженеров охраны труда (ОТ) и инженера безопасности движения (БД). Также были проведены замеры в открытой рабочей зоне (около ОГМ) и во дворе (в 2 метрах от фасада здания).
Измерения проводились в ноябре 2014 г. с помощью шумомера 1 класса «Октава – 110А». Расшифровка и обработка результатов осуществлялась посредством специальной программы «Signal + Light».
Шум от транспортного потока имеет среднечастотный характер с максимумами УЗД в октавных полосах частот 500, 1000 и 2000 Гц во всех измерительных точках (ИТ), при этом в кабинетах УЗД превышают нормативные значения на 3 – 16 дБ, а в свободном поле – на 7 – 20 дБ. Таким образом, все ИТ находятся в зоне акустического дискомфорта.
Результаты измерений представлены в таблице.
Точка замера |
Октавные полосы частот, Гц |
УЗД, дБ |
Норма, дБ |
Превышение, дБ |
Кабинет БД |
500 |
58,27 |
49 |
9,27 |
1000 |
55,25 |
45 |
10,25 |
|
2000 |
52,33 |
42 |
10,33 |
|
Кабинет ТО |
500 |
56,35 |
49 |
7,35 |
1000 |
60,09 |
45 |
15,09 |
|
2000 |
58,11 |
42 |
16,11 |
|
Кабинет директора |
500 |
59,24 |
49 |
10,24 |
1000 |
59,88 |
45 |
14,88 |
|
2000 |
55,3 |
42 |
13,3 |
|
Кабинет ОТ |
500 |
54,81 |
49 |
5,81 |
1000 |
49,6 |
45 |
4,6 |
|
2000 |
44,57 |
42 |
2,57 |
|
Во дворе (ОГМ) |
500 |
70,81 |
54 |
16,81 |
1000 |
70,19 |
50 |
20,19 |
|
2000 |
63,59 |
47 |
16,59 |
|
Во дворе (в 2 метрах от фасада здания) |
500 |
60,32 |
54 |
6,32 |
1000 |
60,62 |
50 |
10,62 |
|
2000 |
56,28 |
47 |
9,28 |
В данном случае для снижения уровней шума на РМ до нормативных величин можно рекомендовать установку как акустических экранов на эстакаде Звенигородского шоссе, так и шумозащитных окон с вентклапанами в кабинетах административного здания. Повышение звукоизоляции окон, как наиболее слабых элементов наружных ограждений, позволит снизить шум не менее чем на 10 дБА.