Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Введение. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) в России является неудовлетворительное состояние автомобильных дорог и улиц (табл. 1), под которым следует понимать не только просадки, выбоины и иные повреждения дорожного покрытия. В указанную категорию причин также включены неправильно установленные дорожные знаки, плохо различимая или неправильная разметка, снежная наледь на дорожном полотне и прочие факторы, мешающие водителю правильно оценить дорожную обстановку и адекватно на неё отреагировать. В ГОСТ Р 50597-93 [1] в числе требований к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц отдельным пунктом выделены требования к наружному освещению.

Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в тёмное время суток предусматривают стационарные осветительные установки. При их проектировании необходимо соблюдать требования действующих нормативных правовых актов СП 52.13330.2011, ГОСТ 26824-2010, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, ГОСТ Р ИСО 9127-94, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000.

Целью настоящей работы являлось выполнение светотехнического расчёта осветительной установки для прямолинейного участка проектируемой автомобильной дороги (далее – АД).

Основная часть. Светотехнический расчёт в проектировании освещения занимает центральное место. Проводится с целью определить тип, мощность, количество и размещение осветительных приборов (далее – ОП) для обеспечения нормативных требований к освещению. Сегодня в качестве основного инструмента для расчёта и моделирования применяют светотехническое программное обеспечение, в котором используются специальные математические методы, позволяющие выполнить расчёт с заданной степенью точности. Указанные программы непрерывно совершенствуются, адаптируясь к потребностям пользователей [3, 4].

Для выполнения поставленной задачи был выбран программный комплекс Light-in-Night Road (разработчик: ЗАО НПСП «Светосервис», Москва), предназначенный для светотехнического проектирования уличного (наружного) освещения и базирующийся на действующих российских нормах освещения, отечественной методологии расчёта светотехнических параметров и принятых в России яркостных характеристиках дорожных покрытий. Это единственная российская программа проектирования наружного освещения, сертифицированная в системе ГОСТ Р для применения в РФ. Распространяется в сети Интернет свободно [5].

Блок-схема алгоритма светотехнического расчёта осветительной установки АД с использованием программы Light-in-Night Road представлена на рисунке. Исходные данные и результаты светотехнического расчёта приведены в табл. 2.

Таблица 1

Аварийность на автодорогах России (январь-декабрь 2013 г.) [2]

Показатель

Кол-во ДТП

Кол-во погибших

Кол-во раненых

абс.

%

чел.

чел./ДТП

чел.

чел./ДТП

ДТП (всего),

204 068

100

27 025

0,132

258 437

1,266

в т. ч. ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

53 080

26

7 392

0,139

67 391

1,270

Таблица 2

Исходные данные и результаты светотехнического расчёта

Показатель

Значение показателя

Исходные данные

Класс АД (по СП 52.13330.201 [6])

Б1

Габариты проезжей части:

- ширина полосы движения

- количество полос движения

- ширина обочин, м

- ширина разделительной полосы, м

2 х2 х 3,75 м

4

3,75

5,0

Тип покрытия

мелкозернистое

Назначаемые данные (вариант № 1)

ОП

ЖКУ-15-150-107 (световой поток 15 000 лм)

Опоры

Металлические оцинкованные ОГК-10 («Amira»)

Высота подвеса ОП, м

12,5

Схема расстановки опор

Центральная

Шаг опор, м

40

Заключение о соответствии расчётных нормируемых параметров нормативным требованиям [6]

Не соответствуют

Назначаемые данные (вариант № 2)

ОП

ЖКУ-05-250-001 Консул (световой поток 30 000 лм)

Опоры

Металлические оцинкованные ОГК-10 («Amira»)

Высота подвеса ОП, м

12,5

Схема расстановки опор

Центральная

Шаг опор, м

40

Заключение о соответствии расчётных нормируемых параметров нормативным требованиям [6]

Не соответствуют

Назначаемые данные (вариант № 3)

ОП

ЖКУ-20-250-001 (световой поток 30 000 лм)

Опоры

Металлические оцинкованные ОГК-10 («Amira»)

Высота подвеса ОП, м

12,5

Схема расстановки опор

Центральная

Шаг опор, м

40

Заключение о соответствии расчётных нормируемых параметров нормативным требованиям [6]

Соответствуют

Капитальные затраты, руб/км

1 950 050,00

Эксплуатационные, руб /(км·год)

487 039,38

Назначаемые данные (вариант № 4)

ОП

ЖКУ-20-250-001 (световой поток 30 000 лм)

Опоры

Металлические оцинкованные ОГК-10 («Amira»)

Высота подвеса ОП, м

12,5

Схема расстановки опор

Двурядная

Шаг опор, м

40

Заключение о соответствии расчётных нормируемых параметров нормативным требованиям [6]

Соответствуют

Капитальные затраты, руб /км

1 928 600,00

Эксплуатационные, руб /(км·год)

484 894,38

Блок-схема алгоритма светотехнического расчёта

Анализ результатов светотехнического расчёта (табл. 2) показал, что только варианты данных № 3 и № 4 удовлетворяют требованиям СП 52.13330.2011 [6]. Для выбора оптимального варианта проведено сравнение вычисленных нормируемых показателей (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение результатов расчёта, удовлетворяющих нормативным требованиям [6]

Нормируемый параметр

СП 52.13330.2011

Вар. №3

Вар. №4

Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2

≥ 1,2

1,21

1,90

Общая равномерность распределения яркости дорожного покрытия Lмин/Lср

≥ 0,4

0,57

0,50

Продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия не Lмин/Lмакс

≥ 0,6

0,66

0,61

Средняя освещённость дорожного покрытия Еср, лк

≥ 20

21,1

29,9

Равномерность распределения освещённости дорожного покрытия Eмин/Eср

≥ 0,35

0,67

0,61

Сопоставление данных табл. 2, 3 позволило установить, что несмотря на бо́льшую экономическую привлекательность варианта № 4 (см. табл. 2), оптимальным по светотехническим параметрам является вариант № 3 (см. табл. 3).

Выводы. Светотехнический расчёт, выполняемый с использованием программы Light-in-Night Road, позволяет оперативно осуществлять поиск оптимального решения при проектировании осветительной установки автомобильной дороги с учётом капитальных и эксплуатационных расходов. Однако область применения данной программы намного шире. Использование её профессионалами в области безопасности дорожного движения позволит им объективно оценивать реальное состояния освещения на улицах и дорогах и разрабатывать адекватные меры, направленные на повышение безопасности участников дорожного движения.

Работа подготовлена в рамках раздела «Производственная и экологическая безопасность» дипломного проекта выпускника МАДИ (специальность «Автомобильные дороги и аэродромы»).