«Шамполион, потирая руки перед пирамидами, на которых (…) найдены иероглифические надписи, сказал однажды своим спутникам: «Эти здания не принадлежат египтянам; им с лишком 20 000 лет».
Итак, иероглифы (…), очевидно, письмена предпотопные, (…) первобытная грамота родачеловеческого и были в общем употреблении у народов, обитавших в теплой и прекрасной стране, теперь частию превращенной в Северную Сибирь, частию поглощенную Ледовитым морем.
(Это) по крайней мере естественно и само собой проистекает из прекрасной, бесподобной теории о четырех потопах, четырех почвах и четырех истребленных органических природах.
Осип Сенковский (1800-1858 гг.)
«Ученое путешествие на Медвежий остров».
«Древний предок из Сибири»
«Сегодня уже мировое сообщество разделяет мнение о том, что кость «устьишимкого кроманьонца» (из Омской области Западной Сибири) является древнейшей в мире находкой останков человека разумного с прямой радиоуглеродной датой и наиболее северной находкой палеонтологического человека в мире».
Неоднократные исследования подтверждают, что этот «кроманьонец» жил примерно 45 тысяч лет назад с погрешностью 1,5 тысячи лет».
Виолетта Гордиенко.
«Омская правда», № 45, 5 ноября 2014 года, с. 32.
«Если сбился с дороги, лучше вернуться к началу», – гласит народная мудрость. Вопрос состоит лишь в том, где это начало искать и что делать – особенно нам, русским людям, потерявшим в настоящее время, казалось бы, все мыслимые ориентиры в жизни.
А все потому, что мы оторвались от своих исторических корней.
Но не все так просто в русской истории, как кажется на первый взгляд.
Еще в ХIХ веке обратил внимание на особенность России и необычность русского характера наш великий писатель с мировым именем, Федор Михайлович Достоевский, отбывавший каторгу и ссылку в нашем городе за свои смелые высказывания. Он писал: «Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть бесспорно Россия для западных соседей своих.
Для Европы Россия – одна из загадок Сфинкса. Скорее изобретется perpetum-mobile (вечный двигатель) или жизненный элексир, чем постигнется Западом русская истина, русский дух, характер и его направление».
Самое интересное заключается в том, что Россия остается загадкой не только для «отдаленных и сопредельных стран» по словам Достоевского, но и для самих русских.
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
– гениально заметил замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев.
Как ни странно, именно эта вера в Россию всегда помогала нашему народу в тяжелые моменты истории. И как каждый по-настоящему русский человек, так и все вместе мы верим в Россию. ( «Да), мы веруем, – писал Достоевский, – что русская нация – необыкновенное явление в истории человечества.
Характер русского народа до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и(ли) понимают в нем все обратно».
В чем же состоит особенность русских людей?
Вот как отвечает на этот вопрос писатель: « (…) с нами согласятся по крайней мере, что в русском характере замечается резкая особенность, что в нем по преимуществу выступает способность высоко синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности. (…) он со всеми уживается и во все вживаеться, он сочувствует всему человечеству вне различия национальности, крови и почвы.
Даже физическими способностями русский не похож на европейцев». Вот, что писал в начале ХIХ века писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в 1-м томе своей 12-ти томной «Истории государства Российского»: «Обитатель южного пояса, томимый зноем, отдыхает более, нежели трудится, слабеет в неге и праздности. Но житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне по описанию современных историков, которые согласно изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми».
«В то же самое время в русском человеке видна полная способность самой здравой над собой критики, самого тонкого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия, – продолжает Достоевский.
Всякий русский может говорить на всех языках и изучить дух каждого языка до тонкости.
У нас до того все особенно, непохоже на Европу во всех отношениях: и во всех во внутренних, во внешних и во всевозможных проявлениях, что европейских результатов невозможно добыть на нашей почве. (...), что подходит нам останется, что не подходит – само собой умрет».
И еще на одной особенности русского человека мне хотелось бы остановиться.
Наверно это единственный народ на Земле, так серьезно страдающий ностальгией – этой «неизлечимой болезнью» русских людей. В каких бы благоприятных климатических условиях они не находились, какие бы блага цивилизации не получали, какая-то непреодолимая сила всегда влекла их на свою суровую, но такую прекрасную Родину. Василий Ключевский писал: «Умеренная, во всем последовательная Европа не знает таких изнурительных летних засух и таких страшных зимних метелей, которые бывают на этой степной равнине…». «Лед» зимы и «пламень» лета, широта необъятных просторов, поля, леса, близость звездного неба, наконец символ России – березка, сформировали и «выковали» свободолюбивый и доверчивый, но твердый, решительный и независимый характер русского человека.
В начале ХХ века писательница-эмигрантка Ирина Одоевцева в своих мемуарах вспоминает: «Вот уже три месяца, как я – навсегда, о чем еще не подозреваю, – покинула Петербург. Нравится ли мне здесь за границей? Нет, совсем не нравится. Все тут «не то и не так». Не об этом я мечтала в Петербурге, не так я представляла себе заграничную жизнь. (...) меня, я это сознаю, просто грызет тоска по Родине».
«А эти опущенные ресницы скромной цены (...), благородство уступки, человеколюбие торговой рекламы,- продолжает ее мысль Владимир Набоков в своей книге «Дар», – это скверное подражание добру... Боже мой, как я ненавижу все это, лавки, вещи за стеклом, тупое лицо товара и в особенности церемониал сделки, обмен приторными любезностями, до и после!» Наверное, здесь уместно снова вспомнить Достоевского, который писал: «господа, вы до сих пор не знаете, что если б у нас только и было, что одна ваша цивилизация, так для нас это было бы уж слишком жидко и даже обидно».
Широта души русской натуры такого принять не может.
Это вечное слово – Россия –
Словно ангельский Свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.
– писал в 1926 году русский поэт-эмигрант Владимир Диксон, умирающий в американском госпитале.
Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.
Но ностальгия, или «русская хандра», как назвал ее Пушкин в «Евгении Онегине», охватывает русского человека не только на чужбине, но и тогда, когда его притесняют, незаслуженно обижают, когда ему не нравится, как он живет. Тоска по безвозвратно утерянной идеальной стране гложет душу русского человека. Не случайно наш земляк Михаил Врубель, чьим именем назван Омский музей изобразительных искусств, написал портрет идеальной девушки – Принцессы Грезы, а в образе Демона, на мой взгляд, изобразил мятущуюся душу русского человека. Что же это за мечта, которой живет русский народ?
Есть среди грез одиноких одна
Больше всех на земле одинокая…
Есть среди стран заповедных страна,
Больше всех для стремленья далекая…
В дальних степях по откосам земным
Все изгладится, в сердце забудется,
Только она с постоянством живым
Будто сон утоляющий чудится.
Ю. Байтрушайтис
Русский человек всегда был уверен, что в конце концов он эту страну найдет. Если не найдет, так создаст ее сам.
А ведь такую идеальную страну, о которой мечтали русские люди, они действительно попытались создать. Без малого 100 лет просуществовала советская Россия.
И все же, что это за страна, о которой подсознательно грезит русский народ? Была ли она на самом деле или это плод богатого воображения «загадочной русской души»? Вот что говорили об этой стране в давние времена: «Рекут, за горами, за лесами, где не знаем сами, есть расчудесная земля, где текут молочные реки в кисельных берегах. Стоит там Родова колоколенка из моркови выточена, блином покрыта, калачиком подперта. Божеские образа в ней пряничны, а лампадки пред ними яблочны. Далеко-далеко та земля, а путь-дорожка туда у каждого своя… Так-то вот».
Кто же мы такие на самом деле? Что за народ, откуда пришли? Мало кто задумывается об этом в наше время.
А между тем Россия – эта огромная северная аграрная страна протославян является прямой наследницей первого полярного материка на Земле, который когда-то «щитом» покрывал северный полюс, или как его называли наши предки – «остров Буян», превратившийся в Белый Остров или Белый город. Она является наследница первой человеческой цивилизации и уникальных знаний – страны холодных морей и буйных ветров – Гипербореи, с ее «молочными реками и кисельными берегами», отделенной когда-то от остального мира «Рипейскими горами», не только наследницей своих Белых «космических братьев» – этих «гусей-лебедей» из русских народных сказок – первой человеческой Белой расы, расселившейся по Земле, вскормленной сначала своей «звездной» матерью, чье «молоко» разлилось на пути всей нашей Галактики, а позже – небесной коровой Земун (древнее название созвездия Тельца), которую до сих пор почитают в Индии, как и небесного быка Аписа – в Египте, но и наследницей священной и благодатной страны ариев-аграриев и ориев-землепашцев – Арианы или Арии:
«Светорусская Земля пахнет хлебушком,
Оратаюшки поют песни звонкие»,
– говорится в древней «Голубиной» или как ее еще называют «Глубинной книге» мудрости древних славян.
«Тогда светлые Боги жили на Земле, Земля под их руками цвела, плодоносила и радовалась. Они научили людей возделывать землю, строить дома и слагать песни. Люди трудились, а Боги давали им свет, тепло и живую воду. И люди собирали урожай и славили Богов (потому и называли себя «славянами»), а Боги учили их заботиться о Земле, которую они создали. Так было в давние времена», – рассказывается в «Русских Ведах»
Вероятно в память о тех днях сохранились в народе (церковные) святцы, где каждый день года обозначен именем святых, которые не только помогают в течение жизни человеку, взявшему определенное имя и рожденного в соответствующий день, но и указывают, чему этот день в древности был посвящен. Поэтому древние славяне (и в частности русские люди) ничего не просили у своих Богов, считая себя их потомками. Они лишь славили их, а по сути прославляя себя и своих предков – верили лишь в собственные силы.
Какими же были верования древних славян и протославян?
Вот что говорится об этом в «Книге Велесовых сказов»:
«Когда одного из волхвов однажды спросили: «В чем состоит суть Природной Веры, он ответил: «Не рви цветы, ... остальное приложится».
Религия древних славян, или как они ее называли «Природная Вера», настолько красива, поэтична, а главное – так проста, доступна, уникальна и необходима в повседневной жизни, особенно связанной с сельским хозяйством и окружающей природой, что если соблюдать все ее предписания, можно жить без забот и хлопот круглый год.
Тесно связанный с природой народ протославян пронес свою прекрасную Веру, родовой уклад жизни, культуру возделывания земли, деревянное и каменное зодчество с высокими просторными избами и теремами, с чешуйчатыми «маковками» с деревянных церквей и золотыми «репами» куполов белокаменных храмов своих городов и деревень, добычу и литье металлов, обработку драгоценных камней, необыкновенной красоты народные промыслы и ремесла, свои сказки и былины, свои песни, танцы, свои обычаи, народные костюмы с обрядовой вышивкой, с лебедиными кокошниками своих женщин и многое другое не только через сотни и тысячи лет мировой истории, но и через самые разные страны и земли.
Следы пребывания протославян можно обнаружить в Центральной и Средней Азии, в Древней Индии и Греции, в южных причерноморских и прикаспийских степях – везде, куда гнал обезумевших людей холод и наступающий ледник с севера пришедший на смену очередному потопу, вызванному смещением земной оси 12 и 5 тысяч лет до нашей эры, когда уровень мирового океана поднялся более чем на 15 метров. Ледник то отступал, то наступал, но полностью не ушел и в наши дни.
В Индии никто даже не скрывает, что четыре древние Веды индусов созданы на основе знаний, которые принесли с севера белокожие голубоглазые люди. Даже названия этих знаний исконно русское – Веды. Кроме того, пришедший народ научил местных жителей пахать землю – «орить» или «раять» ее. Не случайно, имя Орий – одного из основателя славянских родов в Индии, вошло в историю.
Мифы Древней Греции, и даже их знаменитый Омфал – пуп Земли, как и основополагающая гора древних индусов – гора Меру, станут понятными и логически объяснимыми, если обратиться к славянской мифологии.
За Седым Окияном за морюшком,
Где Велес-Мороз гремит посохом
Во Хрустальную Твердь вековечную
Там лежит земля Заповедная,
Наших Предков белых Прародина.
Не летают там птицы летучие,
Не рыскают там звери рыскучие,
Там от веку поставлен Незримый Столп,
Зарит небосклон Несказанный Свет.
«Белый город – всем городам мати.
Почему ж Белый город всем городам мати?
Во том во Белом городе
Тут у нас «Пуп Земли -
Потому Белый город всем городам мати.
Вместе с Достоевским хочется повторить: «Мы живем в эпоху в высшей степени замечательную и критическую… (эпоху) огромного переворота, который предстоит совершить мирно и согласно, в нашем отечестве, хотя он и равносилен, по значению своему, всем важнейшим событиям истории и даже реформам Петра.
Этот переворот есть слитие образованности и ее представителей с началом народным (…) , началом народа, отшатнувшегося от петровской реформы (…) и с тех пор разъединенного с сословием образованным, жившего отдельно, своей собственной особенной и самостоятельной жизнью.
До сих пор наука у нас не прививалась и была (…) как дорогой оранжерейный цветок. Не бойтесь, наука не наложит пут на народ наш; она только расширит его силы, и он скажет в ней свое слово».
Петр Аркадьевич Столыпин, обращаясь к одной из фракций в государственной Думе, однажды сказал: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»
Приведенные в работе статьи Достоевского опубликованы в последнем, наиболее полном 18-томном собрании сочинений писателя, изданного в 2003-2006 гг. по инициативе и при поддержке бывшего в то время губернатора Омской области, выпускника нашего аграрного университета – первой когда-то сельскохозяйственной академии за Уралом, Леонида Константиновича Полежаева.