Говоря о словацкой литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков, мы имеем в виду последнее десятилетие XX и первое десятилетие XXI века. Такое определение совершенно естественно, оно не зависит, так сказать, от внешних требований, а, наоборот, отражает внутреннее движение в корпусе словацкой национальной литературы и фиксирует реальную картину тенденций эстетического развития (причем в ситуации, когда многие из них еще остаются более или менее актуальными).
Основной вехой при создании периодизации словацкой литературы является 1989 год – год падения коммунизма в Чехословацкой социалистической республике Это был не только политико-исторический опыт на пути к свободе и демократии, но и переломный культурно-общественный момент, указавший и на преимущества, и на опасности существования литературы в условиях рыночной экономики.
Литература, конечно, по-разному реагировала на эти обстоятельства: разнообразие и неоднородность ее форм отражали не только уверенность творческих людей во внезапно появившейся свободе, но также потерю стремления к художественным ценностям, утрату эстетической идентичности, неудачи, сомнения. В этическом послании, в крайних случаях, наиболее важным критерием становится ликвидность.
Взлеты и падения литературного процесса (в изменившихся после 1989 года условиях), обсуждения, разочарования, драматические перемены в функционировании литературных институций и в самой литературной жизни (с акцентом на анализе ситуации в словацкой прозе) рассматриваются в статье Мгр. Иваны Таранен-ковой, к.ф.н., научного сотрудника Института словацкой литературы Словацкой АН.
Вторая статья, автором которой является Мгр. Любица Сомо-лайова. к.ф.н., тоже научный сотрудник Института Словацкой литературы САН, отражает актуальные тенденции развития словацкой поэзии, причем исследователь сосредоточивает свое внимание на тех ее формах, которые приходят с разработкой нового видения поэзии, являющегося ответом на совершенно новый опыт человека и человечества, полученный на рубеже ХХ-ХХI веков.
Девяностые годы прошлого тысячелетия и первое десятилетие нового принесли значительный сдвиг в развитии, новые решения, не позволяющие застрять в клише стихотворной классики. Сегодня эти эстетические решения продолжают развиваться, дают результаты, но, вопреки читательской ситуации, создают климат ожидания новых подходов, новых идей, которые неизбежно определят и формирование совершенно нового типа поэтики.