Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2337 KB

С конца XX – начала XXI вв. в условиях глобализации и информатизации мирового сообщества растет престижность традиционной культуры, в том числе интерес к изучению нематериального культурного наследия. Поэтому и многие музеи мира сегодня не только собирают, хранят, изучают материальные ценности в виде артефактов, а также расширяют круг научных интересов с включением других факторов как изучение фольклора, окружающей среды, элементов способа жизни, обычаи и традиции.

Проблема сохранения и развития нематериального культурного наследия остается наиважнейшей в культурной политике современного Казахстана. В данный момент в стране прослеживается положительная тенденция в отношении ее решения. В настоящее время в республике под эгидой ЮНЕСКО действует Национальный комитет по охране нематериального культурного наследия, представившего Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия Республики Казахстан. В первом разделе документа «Видение развития нематериального культурного наследия в Республике Казахстан» – отмечена что: «Нематериальное культурное наследие народа Республики Казахстан, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений, играет ключевую роль в формировании культуры Казахстана» [1].

О необходимости изучения нематериального духовного культурного наследия наряду с материальными ценностями писал в свое время академик А. Маргулан, так как это способствует развитию государственного и национального самосознания, влияет на самоопределение казахстанского общества, укрепляет образованность и межкультурное взаимопонимание. По словам академика А. Маргулана: «Из всех культурных ценностей, созданных некогда кочевыми и полукочевыми племенами древнего Казахстана, в наиболее цельном виде сохранился только народный эпос и орнамент, остальные памятники старины, как памятники архитектуры и древнего изваяния, бесследно пропали, из них до нас дошли лишь жалкие обломки и развалины каких- нибудь древних башен или крепостей» [2].

Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества.

Вытеснение нематериального культурного наследия на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности национальной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. Поддержка и развитие народной культуры, трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям, как основы идентификации нации, является одной из важнейших обязанностей государства. Развивая этничность, нематериальное культурное наследие способствует формированию уверенности, самодостаточности, улучшению морального состояния того или иного сообщества, этнической группы, народа, что в свою очередь снимает психологическую дискомфортность, комплекс неполноценности, тревожность, т.е. все то, что приводит к межэтническим, межнациональным конфликтам на психологическом уровне.

Нематериальное культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала аула, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и т.п [3, 106 с].