Стремление современной лингвистики и стилистики к выявлению структуры текста привело в середине 70-х годов к появлению в лингвистической науке такого понятия, как «текстовая категория», которое «…не получило еще однозначного терминологического определения...» [1].
Данное понятие представляет собой отражение двустороннего характера текста, единство формы и содержания, которое может структурироваться [2]. По определению З.Я. Тураевой, «категории текста отображают его наиболее общие и существенные признаки и представляют собой ступеньки в познании его онтологических, гносеологических и структурных признаков» [1,80].
Текстовые категории – специфические признаки текста как речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений [3].
Классификации текстовых категорий в работах исследователей представлены достаточно разнообразно. Категориальная лингвистика находится еще в стадии формирования, в силу чего количество категорий текста и их понимание разными исследователями значительно варьируется. Это происходит потому, что лингвисты, с одной стороны, выделяют текстовые категории, отражающие различные качества текста: 1) прагматические, семантические и структурные; 2) общие и частные; 3) динамические и статические; 4) психологические и логические и т.д. [4]. С другой стороны, для изучения текста используются понятия и методы, ранее разработанные лингвистической наукой и применяемые для исследования других уровней языка, например грамматического.
И.Р. Гальперин выделяет следующий набор текстовых категорий: информативность, членимость, континуум, когезия, проспекция, ретроспекция, автосемантия, модальность, интеграция, завершенность [2, 124].
Т.Н. Николаева предлагает иной перечень: пред- и постинформация, рассказ о мире/пересказ мира, инициальность/неинициальность [5].
З.Я. Тураева, с точки зрения прагматики текста, выделяет категории образа автора, художественного времени, сцепления, информативности, интеграции, прогрессии и подтекста [1, 90-121].
А.И. Новиков, исследуя двойственную природу текста, как результата речемыслительной деятельности и как процесса, имеющего специфику порождения и восприятия, указывает на такие свойства текста, как развернутость (полнота и глубина, обеспеченная соответствующими подтемами и субподтемами), последовательность (порядок следования элементов содержания, связанный с подчиненностью подтемам и субподтемам), связность (внутренняя: общность предмета описания; внешняя: наличие определенных формальных и лексических показателей), законченность (формирование целостного образа), глубинная перспектива (переход от внешней формы к внутренней), статика и динамика текста [7].
С.Г. Ильенко выделяет такие текстовые категории, как цельность, членимость и, в качестве основной, модальность – «оценочное отношение автора к изображаемому», разграничивая эксплицитную и имплицитную форму выражения авторской точки зрения [3, 14-15].
О.П.Воробьева предлагает разграничивать общетекстовые (обязательные для всех типов текстов) и частные (специфические для отдельного типа текста) категории. К общетекстовым относятся информативность, дискретность, персональность/имперсональность, установка на читателя, текстообразование и текстооформление, интродуктивность, инферативность. Среди частных категорий выделяются подтекст, партитурность, эмотивность, напряженность, полифоничность [7, 212].
Необходимо различать понятия текстовой категории и текстообра-зующей. Если текстовая категория – это категория, которая проявляется на уровне текста, то текстообразующая категория – это категория, участвующая в построении текста.
Все текстовые категории можно разделить на текстообразующие и нетекстообразующие. К первым относятся персональность, темпоральность, локальность, связность, модальность и др., ко вторым – вежливость, количественность-качественность, причинно-следственность и др.
Все вышеперечисленные текстовые категории пока еще не относятся к числу общепринятых, однако наиболее существенной, согласно Е.Ю.Стратийчук, оказывается категория персональности, которая является ведущей текстообразующей категорией и присуща текстам, созданным на разных языках. Обусловлено это тем, чтоавтор текста организует повествование на основе своей точки зрения, где текстовая категория персональности формирует текст, являясь, таким образом, и текстообразующей. Возможно, именно поэтому, данная категория рассматривается в трудах многих лингвистов в качестве категории «образа автора».
Образ автора – это организующая сила произведения, объединяющая в единое целое его отдельные части, пронизывающая его единым мировоззрением. Образ автора представляет собой определённое отвлечение от биографической реальности, всегда несколько идеализированное [8].
Согласно исследованию Е.Ю.Стратийчук, в качестве составного понятия текстообразующей категории персональности может выступать модальность. Модальность – понятийная категория со значением отношения говорящего к содержанию высказывания и отношения содержания высказывания к действительности (отношения сообщаемого к его реальному осуществлению). Модальность бывает субъективной и объективной. Первая – это отношение говорящего к тому, что он выражает, что позволяет сформировать текстовую категорию персональности, т.е. формирует текст. Объективная же модальность – это время, лицо и пространство.
Текстообразующая категория персональности может такжерассматриваться с точки зрения лексико-семантических и грамматических средств выражения. Анализ, проведенный в исследовании Е.Ю.Стратийчук показал, что общими лексико-семантическими средствами выражения текстовой категории персональности в русском и английском языках являются эпитеты, ассоциативно-образные сравнения, эмоционально-экспрессивная лексика, антропоморфизмы, коннотативные значения слов.
Грамматическими же средствами выражения категории персональности в текстах являются авторизирующие глаголы, обращения к читателю, парцеллированные конструкции и риторические вопросы, сочинительные союзы, безличные предложения, вводные слова и выражения, модальные глаголы, а также предложения, подлежащее которых выражено местоимением 1 лица единственного числа. Все вышеперечисленное позволяет определить говорящего, участника речи, а также того, кто в речи не участвует [8]. Согласно А.В.Бондарко, функционально-семантическое поле является основой формирования персональности, которое обладает центром и периферией [9].
Кроме того, категория персональности напрямую связана с такими понятиями, как стиль речи, жанр, а значит, может быть охарактеризована как текстообразующая [10].